Предысторию проекта см. здесь Полностью программу: Скачать с сервера Схему проекта: Скачать с сервера
Условные обозначения:
АЕ – Академия Евросеть; ЕС – Евросеть; ТТ – торговая точка;
УТТ – учебная торговая точка; ИСН – информационная система наставничества; УЦ –
учебный центр; (Н+) – новичок, успешно адаптирующийся в системе; (Н–
) – новичок, испытывающий проблемы с адаптацией в системе; МН –
мастер-наставник; ДМ – директор магазина; РД – региональный директор; ЗК –
зачетная книжка; КР – кадровый резерв; ОТК – обязательные точки контроля; ДТК –
дополнительные точки контроля.
1. Факторы, определяющие необходимость
развития действующей системы наставничества
Главные причины, обусловливающие необходимость развития
существующей системы наставничества:
1. Нет работающей мотивации – действующие доплаты (которая по
факту оказалась в два раз ниже, чем обещали будущим директорам-наставникам при
старте проекта) за выпуск стажеров не мотивируют в нужной степени
директоров-наставников. Кроме того, многие директора УТТ не хотят быть
директорами-наставниками, потому что больше любят продавать. В функционале 1)
директор; 2) продавец; 3) наставник приоритетными на практике являются первые
два направления работы. Обучение стажеров идет по остаточному принципу (сколько
директор сам захочет уделить этому времени) и часто скатывается к
недопустимой позиции по отношению к
стажеру: «лишь бы не мешался…»
2. Дальнейшее экстенсивное развитие УЦ как затратного
механизма требует экстенсивного увеличения прямых затрат: на штат тренеров,
инспекторов; кураторов и т.д.
3. Внимание уделяется периоду стажеров (2 недели), а не
адаптации новичков (до 6 месяцев). Сейчас результаты работы наставников
оцениваются по формальным (не связанным с качеством работы новичка) критериям;
4 из 5 показателей работы МН приходятся на первые две недели будущего продавца
в УТТ, а основные проблемы у продавца начинаются именно на обычных ТТ, после
этих двух недель. МН не мотивирован на эффективную работу своего «выпускника»,
а только на срок его «службы»: 1 и 3 месяца. В итоге возникают даже случаи
сговора между МН и стажером, по которому последний увольняется не сразу, а
только через месяц, когда МН получит за него свою премию.
4. Необходимо создать систему, в которой инициируются не
только внимание к продавцу, но и внимание
самого продавца – ко всем ключевым моментам его деятельности в ЕС.
5. Критерием – главным – эффективности работы Наставника
может быть только показатель работы выпущенного им новичка в течение 6 месяцев.
Наставник должен нести ответственность за качество адаптации стажера.
Дополнительно: тренер и РД. Главным
показателем результативности может быть только прямой результат от работы
продавца – то есть продажи.
2. Цели проекта
1. Повысить качество обучения на УТТ, упрочить связь
наставников со стажерами.
2. Дать возможность реализовать себя сотрудникам с
потенциалом наставников: директорам, опытным продавцам.
3. Не растерять богатейший опыт продаж, имеющийся в
компании. Концентрировать знания, умения и навыки, имеющийся у опытных
сотрудников, превратить их в технологии. Не переводить практику в теорию, а
сделать доступными, тиражировать ключевые наработки и ноу-хау. Расширить базу
практических материалов (видео-примеров, скриптов, профессиональных форумов на
портале и т.д.).
4. Инициировать регулярное внимание продавцов к правильному
(эффективному) общению с людьми (покупателями). Начинаем продавать услуги, а не
товар – значит нужно уметь лучше и больше общаться с покупателями как с людьми.
5. Создать имидж ЕС как Университета Продаж, «платное»
обучение – это когда не вы платите за обучение, а вам платят»! Создать
конкуренцию на входе в компанию. Конкурс как в вуз – несколько человек на
место. Добиться и распиарить эту фишку. Слоган – «проверь себя в ЕС». Год
работы в ЕС – приравнивается к году службы в ВС.
6. Дать образец, технологии работы по обучению людей,
которыми могут пользоваться (по желанию и осознанной необходимости)
административные руководители: РД, директора ТТ.
7. Сделать действующие УТТ
по-настоящему учебными точками, где заниматься стажерами будут не только ДМ, но
и продавцы.
3. Кадровый состав пилотного
проекта
1.
Руководитель рабочей группы.
2.
Специалист по ИСН (Информационная система
наставничества).
3.
Региональные кураторы – действующие специалисты
Учебного центра в филиалах.
4.
Мастера-Наставники на УТТ – двойного подчинения:
как продавцы в штате розницы и как сотрудники рабочей группы.
5.
Директор УТТ в пилотном проекте делегирует часть
своего функционала как наставник мастерам-наставникам, а себе оставляет
оперативное управление УТТ (административно-хозяйственные функции и функции
продавца).
Руководитель рабочей группы
«Наставники»
Организует деятельность ИСН по
созданию, обслуживанию, развитию и информационному обеспечению системы обучения
и развития сотрудников розницы ЕС. Руководит разработкой планов и графиков
деятельности мастеров-наставников на УТТ. Определяет формы и методы сбора и
транслирования информации, обеспечивает согласование с соответствующими
подразделениями ЕС технологических схем адаптации сотрудников розницы в
соответствии с ИСН. Определяет рациональную загрузку подразделений ИСН и
исполнителей, обеспечивает контроль за ходом поступления информации,
соблюдением графиков и регламентов решения задач и выполнением работ в
установленные сроки, качеством выполнения работ. Обеспечивает обновление
технической базы ИСН. Осуществляет руководство проектированием структуры баз
данных ИСН и механизмов доступа к ним, разработкой и обеспечением регламента
работы с данными системы, изучением возможных источников информации для
обеспечения функционирования ИСН, планированием обеспечения защиты системы в
соответствии с концепцией обеспечения безопасности. Организует участие ИСН в
разработке и развитии нормативов и стандартов компании в области технологии
продаж, методической базы обучения технике продаж, а также разработке
организационно-технических мероприятий по внедрению технологии продаж с целью
повышения эффективности труда продавца на торговой точке. Принимает участие в
организации и проведении обучения пользователей ИСН. Организует труд работников
ИСН в соответствии с требованиями рациональной организации, контролирует
соблюдение штатной и финансовой дисциплины. В соответствии с трудовым
законодательством и установленным порядком принимает и увольняет работников,
применяет меры поощрения или налагает взыскания, создает условия для их профессионального
роста. Обеспечивает вознаграждение работников в соответствии с действующими
формами и системами оплаты труда, соблюдение их социальных гарантий. Организует
составление установленной отчетности. Координирует деятельность структурных
подразделений, входящих в состав ИСН.
Региональный куратор ///необходимо
прописать участие в системе///
Специалист по ИСН (на
базе функционала SMM - social media marketing)
Мастера-Наставники
В Мастера-Наставники (с
дополнительной функцией кураторства) переходят:
Из
кого
|
Способ
|
Кто
|
Примечания
|
Директоры УТТ, директоры ТТ,
продавцы УТТ, продавцы
|
Ротация, кадровый резерв
|
Директоры УТТ
|
функционально = директору ТТ
|
Директоры УТТ,
Продавцы УТТ, продавцы ТТ «профи» и
«мастер»
|
Оценка, пропаганда, отбор
|
Мастера-наставники
|
новая позиция
|
Директоры ТТ,
директоры УТТ,
продавцы «мастер»
|
Ротация, кадровый резерв
|
Директоры ТТ
|
существующая позиция
|
Стажеры, директоры ТТ, директоры УТТ,
мастера-наставники
|
Оценка, СРРМ, желтые, фиолетовые и
черные метки
|
Продавцы «профи» и «мастер»
|
Из директора – по желанию, а также по
фиолетовой метке на испытательный срок
|
Стажеры, директоры
|
Оценка, СРРМ, желтые, фиолетовые и
черные метки
|
Продавцы «стандарт»
|
Из директора – по черной метке на
испытательный срок
|
Комментарии к таблице:
1. Мастера-наставники
·
В МН переходя директора-наставники УТТ (кто не
хочет заниматься административной работой директора ТТ).
·
В МН переходя опытные продавцы, способные и
желающие передавать свой опыт продаж и добиваться высокого качества продавцов
своего «клана»
·
Подбираются по конкурсу, объявленному среди
сотрудников ЕС (среди РД, ДМ, директоров УТТ, продавцов категорий «профи» и
«мастер»). Окончательное решение о приеме на позицию в пилотном проекте
принимает руководитель проекта «АЕ» по результатам личного собеседования.
·
МН закрепляются за определенной УТТ, за ними
закрепляется определенное число персональных обучаемых, исходя из пропорции: на
каждого МН – 2-3 стажёра. Количество
штатных единиц УТТ должен быть
постоянным и формироваться из МН и ОМН. Количество штатных единиц на УТТ
определяется её проходимостью (категорией проходимости). Точки с самой высокой
и с самой низкой категорией проходимости не могут быть УТТ.
·
График работы МН: 5/2, с разделением функционала
в зоне продаж и в ИСН в качестве куратора. Например: 3 дня функции МН на УТТ, 2
дня (не подряд!) функции куратора в ИСН и офлайне (личные переговоры по решению
проблем новичков своего «клана»).
·
Оплата труда: оклад (от УЦ) + бонус в размере
процента (по предварительным расчетам – около 1%) от личной продажи (из доли
компании) курируемого новичка (до 6 месяцев в ИСН).
·
Квалификация: мастер продаж + педагогические
способности (включая менталитет педагога.
2. Директора УТТ
·
Действующие директора-наставники в прежнем
формате перестают действовать, все они должны сделать свой выбор:
- остаться действующими директорами на УТТ без
функций наставников;
- в соответствии с проведенной оценкой: а)
уйти в продавцы или б) в директора на другие ТТ;
- стать мастерами-наставниками, то есть
продавцами и одновременно кураторами
новичков.
3. Стажеры
·
На позицию стажеров приходят следующие категории
сотрудников: 1) лица, принятые на позицию продавца; 2) директора магазинов,
получившие неудовлетворительные оценки от УЦ, проигравшие битвы после черной и
фиолетовой метки (условия см. ниже); 3) Новички в конфликтной зоне, в
процессе битвы по черной или фиолетовой метке, которым нужна нейтральная
территория продаж (условия см. ниже).
4. Требования к учебной
торговой точке:
1.
Оборудование ///прописывает Света///
2.
Не высшей и не низшей категории по GSM.
3.
С необходимым штатом не менее 4 человек на УТТ
4.
…
5. Средства контроля
и немонетарной мотивации:
1.
Зачетная книжка (ЗК) представляет собой систему
рейтингов и баллов, которые набираются в результате прохождения новичком ОТК и
ДТК (обязательных и дополнительных точек контроля). По окончании Академии
Евросеть, ЗК выдается в виде документа – в качестве приложения к
сертифицированному диплому.
2.
ОТК и ДТК.
3.
Рейтинги продавцов для в ИСН, статус (Н+)
и (Н–) в соответствии с
пройденными ОТК и ДТК.
4.
Карта развития.
5.
Мероприятия отдела оценки и полученные данные.
6.
…
6. Средства обучения
и воспитания
1.
Базы видео-примеров успешных продаж. Формируются
из видеозаписей, сделанных в реальном режиме, совместно с операцией «Микрофон».
Типизация образов продавцов. Типизация ситуаций и способов их решений. Разборы
(обсуждения) типовых ошибок и удачных действий, привязанные к видео-примерам,
ссылки на учебные материалы, ссылки на проблемные ситуации из блогов продавцов
и т.д.
2.
Форумы – 1) профессиональные; б) социальные
(например по адаптации 1-го уровня идр.)
3.
Адресная рассылка примеров из жизни,
публицистики, художественных историй с высоким эмоциональным потенциалом и т.д.
4.
Материалы о сотрудниках (истории успеха, сатира
и далее по парадигме материалов корпоративной прессы): в текстах, картинках и
видео.
5. … Полностью программу: Скачать с сервера
|