Создание эффективного медиатекста. Теория прагматики
Пятница, 20.07.2018, 13:28
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [7]
Материалы к проектам [24]

Форма входа

Главная » Файлы » Мои файлы

Пример реализации учебного моделя в обучающей технологии создания прагматического содержания текста СМИ
14.09.2013, 22:51

Модуль 1.1. Деятельность мышления в профессии журналиста.

Общая целевая установка.

В результате изучения модуля студенты должны знать:

·  определение мышления,

·  состав основных логико-мыслительных операций;

·  основы прагматического анализа текста.

В результате изучения модуля студенты должны уметь:

·  осуществлять последовательность мыслительных операций: «индукция – абстрагирование – моделирование – конкретизация» на начальном этапе работы с текстом, когда автор производит смыслы как материал для дальнейших операций;

·  выделять отрезки действительности, определять границы смыслового полагания предмета;

·  находить альтернативы по каждой возможной смысловой позиции текста СМК;

·  определять цели автора, реализуемые как содержанием текста в целом, так и отдельными фрагментами содержания.

В результате изучения модуля студенты должны овладеть (опыт, навык):

·  выделять смысловые позиции выбора при отображении действительности;

·  обладать навыками критического мышления;

·  освоить метод «общих мест» при отображении предметов действительности.

При изучении модуля студенты должны получить представления:

·  об основных способах изобретения речи применительно к письменному монологическому тексту СМК.

Тема 1. Проблема «чистого листа»

Метод обучения – проблемная лекция.

Формулировка решаемой в рамках лекции педагогической задачи: обеспечить целеполагание, мотивацию и общую ориентировку обучающихся по рассматриваемым проблемам, сформировать у них ориентировочную основу действия, изучения вопросов темы, и реализации в профессиональной деятельности полученных знаний.

Семантические единицы, усвоение которых предусматривается в рамках изучения темы: целевые компоненты деятельности авторов текста СМК (на основе изученных текстов).

Вид создаваемой коммуникативной ситуации – фронтальная.

Средства обучения – лекция по данной теме, рисуки с изображениями представителей различных профессий, столкнувшихся с «Проблемой чистого листа».

Вопросы лекции:

1.Определение «проблемы чистого листа».

2.Обсуждение возможностей решения проблемы.

3.Обсуждение различных техник изобретения речи.

Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:

·  В каких еще видах деятельности специалисты могут столкнуться с «Проблемой чистого листа»? Как они их решают?

·  С чего Вы начинаете работу над текстом? С чего начинают работу над текстом профессиональные журналисты?

·  Каким знанием (видом или видами знания) должен обладать журналист, чтобы проблемы чистого листа не возникало?

·  Прибегаете ли вы к поиску конкретной информации, если возникают трудности в начале работы над текстом? От чего зависит этот поиск в конкретной ситуации?

·  Какие пути решения проблемы чистого листа Вы можете предложить?

·  Пользовались ли Вы, возможно интуитивно, какими-либо техниками изобретения речи?

·  Какие техники изобретения речи можно предложить журналисту?

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Ознакомиться с дополнительной литературой в соответствии со списком.

2. Из возможных вариантов определений «критического мышления» выбрать наиболее подходящее к деятельности журналиста.

3. Подготовить краткое сообщение на тему «Моя любимая мыслительная опреация» (на выбор из предложенных преподавателем или выбрав самостоятельно).

Тема 2. Состав основных логико-мыслительных операций

Метод обученияпроблемная лекция с элементами практической работы.

Формулировка решаемой в рамках лекции педагогической задачи: обеспечить целеполагание, мотивацию и общую ориентировку обучающихся по рассматриваемым проблемам, сформировать у них ориентировочную основу действия, изучения вопросов темы, и реализации в профессиональной деятельности полученных знаний.

Семантические единицы, усвоение которых предусматривается в рамках изучения темы: цепочка логико-мыслительных операций «индукция – абстрагирование – моделирование – конкретизация».

Вид создаваемой коммуникативной ситуации – фронтальная.

Средства обучения – лекция по данной теме, схемы на доске, примеры текстов СМК для анализа (распечатки по количеству обучаемых).

Вопросы лекции:

1. Определение мышления и предмета мыслительной деятельности.

2. Определение состава мыслительных операций.

3. Выявление позиций выбора, осуществляемого в результате мыслительной деятельности.

4. Объекты и предметы мыслительной деятельности журналиста.

5. Прагматический анализ текста.

Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:

·  Отличается ли бытовое мышление и мышление профессиональное? Чем?

·  Как бы Вы определили, что такое предмет мысли, предмет мыслительной деятельности?

·  Какие Вы знаете виды мыслительных операций?

·  Какие мыслительные операции Вы производите чаще всего при работе над текстом СМК?

·  Что является предметом мыслительной деятельности журналиста?

·  Чем отличается предмет и объект мыслительной деятельности? Деятельности журналиста?

·  С каких объектов мыслительной деятельности журналиста следует начинать работу над текстом?

·  Проведите анализ текстов-примеров, какие объекты мыслительной деятельности вы можете выделить в них? (Попробуйте представить объект мыслительной деятельности в максимально обобщенном виде.)

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Ознакомиться с дополнительной литературой в соответствии со списком.

2. Проанализировать текст СМК по выбору на предмет выявления мыслительных операций автора.

3. Составить перечень из 20-30 позиций для обозначения объектов мыслительной деятельности автора текста СМК.

Тема 3. Выявление авторской воли в текстах: целей, задач, выбора конкретных смыслов, отбора речевых средств и других проявлений

Метод обученияпроблемная лекция с элементами практической работы.

Формулировка решаемой в рамках лекции педагогической задачи: обеспечить целеполагание, мотивацию и общую ориентировку обучающихся по рассматриваемым проблемам, сформировать у них ориентировочную основу действия, изучения вопросов темы, и реализации в профессиональной деятельности полученных знаний.

Семантические единицы, усвоение которых предусматривается в рамках изучения темы: целевые компоненты деятельности авторов текста СМК (на основе изученных текстов).

Вид создаваемой коммуникативной ситуации – фронтальная.

Средства обучения – лекция по данной теме, примеры текстов СМК для анализа (распечатки по количеству обучаемых).

Вопросы лекции:

1. Эффективность текста СМК.

2. Цели и задачи автора текста СМК.

3. Условия создания текста СМК.

Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:

·  Считаете ли вы необходимым условием эффективность Вашего текста. Что, по Вашему мнению, означает понятие эффективности текста СМК?

·  Оцениваете ли Вы с позиций эффективности собственный текст? Исследуете ли Вы с позиций эффективности отдельные отрезки текста, отдельные слова текста? Если нет, то почему; если да, то почему?

·  Какие цели может преследовать автор текстов массовой коммуникации по отношению к реципиенту (читателю)?

·  Бывали ли случаи, когда Вы определяли скрытые намерения  автора текста СМК (т.е. Вы понимаете, почему автор говорит это и почему он говорит это именно ТАК). С чем, как правило, связана необходимость «прятать» свое намерение?

·  Как Вы думаете, помимо авторских намерений, могут ли в конкретном тексте конкретного автора проводиться намерения других лиц? Если да, то чьи и какие?

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Изучить литературу по теме в соответствии со списком преподавателя.

2. Провести прагматический анализ 3-4 текстов СМК по выбору.

3. Составить перечень из 10-20 факторов, влияющих на выбор автора при создании содержания текста СМК.

Тема 4. Объекты смысловой деятельности авторов СМК

Форма обучения – практическое занятие.

Формулировка решаемых в рамках семинара педагогических задач: выявить степень усвоения обучающимися ключевых категорий и понятий темы, углубить их знания по объектам и предметам мыслительной деятельности журналиста; обеспечить формирование у студентов навыков мыслительных операций в цепочке «индукция – абстрагирование – моделирование – конкретизация», способствовать формированию у студентов мотивационной  готовности применять полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.

Виды создаваемых коммуникативных ситуаций – фронтальная, групповая и диадическая.

Средства контроля – контрольные тестовые задания (два варианта).

Материальное обеспечение – выставка литературы, тексты-примеры предыдущих занятий с присвоенными номерами для позиций выбора автора текста СМК, набор тестовых заданий.

Вопросы практического занятия:

1.Тестирование по изученным темам модуля.

2.Группировка позиций выбора, по результатам анализа мыслительной деятельности журналистов.

Категория: Мои файлы | Добавил: atamanov
Просмотров: 400 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Система сайтов
  • Branding в XXI веке
  • Создание медиатекста
  • Архетипы русской нации
  • Школа медиатекста

  • Copyright MyCorp © 2018 Конструктор сайтов - uCoz