Модуль 1.1.
Деятельность мышления в профессии журналиста.
Общая целевая установка.
В результате изучения модуля
студенты должны знать:
· определение мышления,
· состав основных логико-мыслительных операций;
· основы прагматического анализа текста.
В результате изучения модуля
студенты должны
уметь:
· осуществлять
последовательность мыслительных операций: «индукция – абстрагирование –
моделирование – конкретизация» на начальном этапе работы с текстом, когда автор
производит смыслы как материал для дальнейших операций;
· выделять отрезки действительности, определять границы
смыслового полагания предмета;
· находить альтернативы по каждой
возможной смысловой позиции текста СМК;
· определять цели автора, реализуемые
как содержанием текста в целом, так и отдельными фрагментами содержания.
В результате изучения модуля
студенты должны
овладеть (опыт,
навык):
· выделять смысловые позиции выбора
при отображении действительности;
· обладать навыками критического
мышления;
· освоить метод «общих мест» при
отображении предметов действительности.
При изучении модуля студенты должны получить
представления:
· об основных способах изобретения речи применительно к
письменному монологическому тексту СМК.
Тема 1. Проблема «чистого листа»
2.Обсуждение возможностей решения
проблемы.
3.Обсуждение
различных техник изобретения речи.
·
В каких еще видах деятельности специалисты могут
столкнуться с «Проблемой чистого листа»? Как они их решают?
·
С чего Вы начинаете работу над текстом? С чего
начинают работу над текстом профессиональные журналисты?
·
Каким знанием (видом или видами знания) должен
обладать журналист, чтобы проблемы чистого листа не возникало?
·
Прибегаете ли вы к поиску конкретной информации,
если возникают трудности в начале работы над текстом? От чего зависит этот
поиск в конкретной ситуации?
·
Какие пути решения проблемы чистого листа Вы
можете предложить?
·
Пользовались ли Вы, возможно интуитивно,
какими-либо техниками изобретения речи?
·
Какие техники изобретения речи можно предложить
журналисту?
Тема 2. Состав основных логико-мыслительных операций
2.
Определение состава мыслительных операций.
3.
Выявление позиций выбора, осуществляемого в результате мыслительной
деятельности.
4. Объекты и предметы мыслительной
деятельности журналиста.
5. Прагматический анализ текста.
·
Отличается ли бытовое мышление и мышление
профессиональное? Чем?
·
Как бы Вы определили, что такое предмет мысли,
предмет мыслительной деятельности?
·
Какие Вы знаете виды мыслительных операций?
·
Какие мыслительные операции Вы производите чаще
всего при работе над текстом СМК?
·
Что является предметом мыслительной деятельности
журналиста?
·
Чем отличается предмет и объект мыслительной
деятельности? Деятельности журналиста?
·
С каких объектов мыслительной деятельности журналиста
следует начинать работу над текстом?
·
Проведите анализ текстов-примеров, какие объекты
мыслительной деятельности вы можете выделить в них? (Попробуйте представить
объект мыслительной деятельности в максимально обобщенном виде.)
Тема 3. Выявление авторской воли в текстах: целей,
задач, выбора конкретных смыслов, отбора речевых средств и других проявлений
2. Цели и
задачи автора текста СМК.
3.
Условия создания текста СМК.
·
Считаете ли вы необходимым условием
эффективность Вашего текста. Что, по Вашему мнению, означает понятие
эффективности текста СМК?
·
Оцениваете ли Вы с позиций эффективности
собственный текст? Исследуете ли Вы с позиций эффективности отдельные отрезки
текста, отдельные слова текста? Если нет, то почему; если да, то почему?
·
Какие цели может преследовать автор текстов
массовой коммуникации по отношению к реципиенту (читателю)?
·
Бывали ли случаи, когда Вы определяли скрытые намерения автора текста СМК (т.е. Вы понимаете, почему автор говорит это и почему он говорит это именно ТАК). С
чем, как правило, связана необходимость «прятать» свое намерение?
·
Как Вы думаете, помимо авторских намерений,
могут ли в конкретном тексте конкретного автора проводиться намерения других
лиц? Если да, то чьи и какие?
Формулировка решаемых в рамках
семинара педагогических задач: выявить степень усвоения обучающимися ключевых
категорий и понятий темы, углубить их знания по объектам и предметам мыслительной деятельности
журналиста; обеспечить формирование у
студентов навыков мыслительных операций в цепочке «индукция – абстрагирование – моделирование –
конкретизация»,
способствовать формированию у студентов мотивационной готовности применять полученные знания в
своей будущей профессиональной деятельности.
1.Тестирование по изученным темам
модуля.
2.Группировка позиций выбора, по
результатам анализа мыслительной деятельности журналистов.
|