ЦУТ определяет последовательность
действий-операций в деятельности по созданию конкретного текста СМК, и каждая
такая последовательность становится компонентом прагматического содержания
текста СМК. Каждой из пяти ЦУТ соответствует не только пошаговый
алгоритм ее реализации, но также: ведущий тип (типы) МСС; ведущая структура
(структуры) МСС; ведущий характер связи между фактами, реализующими МСС. Указанные
соответствия представлены в Таблице 2.2.
Реализация ЦУТ «развлечение», как правило,
начинается с выбора отрезка действительности в соответствии с прагматической
ситуацией текста. Здесь характерны самодостаточность факта, акцент на детали
(элементе МСС), а подводка к ней осуществляется как логически, так и
ассоциативно. Используются обычно тема-рематическая, парадигматическая,
сюжетная и фрагментарная структуры МСС, а по типу – МСС житейские и
эмоционального сопереживания.
Реализация ЦУТ «рекламирование» начинается с
постановки в фокус внимания ключевой темы, соотносящейся с рекламируемым
объектом: качество, признак, оценка, связь с другим объектом и т.д. На
следующем шаге алгоритма данную тему необходимо представить как элемент
полноценной МСС, для которой далее можно подобрать контекст, отрезок
действительности, а далее наполнять пропозиции МСС фактами-деталями, то есть
создавать конкретный сюжет на основе общей модели. Для построения МСС обычно
требуется фрагментарная или
синтаксическая структура, по типу – житейские и МСС эмоционального
сопереживания.
Реализация ЦУТ «информирование»
осуществляется в последовательности: отрезок действительности – МСС – ключевая
тема – заполнение фактами деталями. ЦУТ «информирование» в идеале
характеризуется свободным выбором автора на всех шагах алгоритма деятельности.
Иерархия фактов принимается по
выбранному фактору: времени, логике развития события, значимости для аудитории
и т.п.
Для реализации ЦУТ «убеждение» и
«побуждение» характерны сюжетная и синтаксическая структуры МСС, а также житейские,
контекстные и специальные типы МСС. При
убеждении происходит выстраивание различных моделей ситуации на основе
различной интерпретации фактов.
Побуждение характеризуется включением субъекта-реципиента в модель ситуации, а выстраивание фактов
происходит вокруг модели со включенным
субъектом.
Отметим,
что выбор позиции в отображении действительности может быть инициирован
непосредственно субъектом-автором, а может быть предустановлен в задании
автору, например, от редакции. В прагматической ситуации, как мы показали в
параграфе 1.2.1, нужно учитывать не только авторские интенции, но и весь
комплекс мотивов лиц, участвующих в производстве конкретного текста СМК. В
связи с этим, правильнее говорить не о
замысле автора текста, а о комплексе «заказ-выбор смыслов», где «выбор» зависит
в большей степени от субъекта-автора (компетентности, мотивации,
профессиональных и организационных возможностей и т.д.), а «заказ» – от внешних
сил, способных влиять на субъекта-автора и передавать ему свои интенции в
отношении текста.
Кроме
того, замысел более индивидуальная и менее воспроизводимая прагматическая
единица текста, тогда как комплекс «заказов» и «выборов», обусловленный одной
из пяти ЦУТ, как повторяемая определенная последовательность операций, более релевантен
для обучающей технологии.
При описании деятельности автора с ЦУТ на
«убеждение» и «побуждение» речь идет уже не о выборе МСС как смысловых
опор в отображении действительности (как в ЦУТ на «развлечение»,
«рекламирование» и «информирование»), а об отборе смыслов, совершаемом в
определенной последовательности действий, то есть – об «отборе выборов».