Создание эффективного медиатекста. Теория прагматики
Пятница, 20.07.2018, 13:24
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Компоненты прагматического содержания медиатекстов [8]
Алгоритмы ментальных действий автора [4]

Форма входа

Главная » Статьи » Стратегия оПознания » Алгоритмы ментальных действий автора

7. Формирование оценки

 В лингвистике виды авторской оценки  исследуются на основе анализа лингвистических средств. «Оценка – это выражение отношения человека к чему-либо: предмету, явлению, другому человеку, к самому себе. Выразить оценку помогают языковые единицы различных уровней (фонетического, морфологического, лексического, синтаксического), содержащие компонент, в котором отражено отношение говорящего» [Просвиркина 2002: 15]. Однако отношение автора к сообщаемому не всегда в полной мере восстанавливается из отдельных фрагментов: слов, синтаксических конструкций, выразительных приемов и т. д. Стратегия выражения отношения к сообщаемому может быть скрытая, завуалированная, в зависимости от целей текста. Однако при реализации любых целей необходимо помнить, что реализация «прямого», неприкрытого авторского отношения может вызвать у реципиента реакцию реактанса – сопротивления авторской позиции. Реактанс – психологический эффект, когда человек, понимая, что на него воздействуют, реагирует протестом [Ихсанова 2002]. В этом случае цель высказывания (текста) может быть не достигнута. Причиной сокрытия авторского отношения может быть также стилизация «объективной» формы изложения (ЦУТ «информирование»), при которой отображаемая действительность производит впечатление наиболее объективной.

Мы рассматриваем МСС как элемент отображения субъектом социальной действительности, а понятие оценки – как определенную модальность данного отображения и компонент прагматического содержания текста СМК. Оценка есть «... мнение о чем-либо... например, о поведении того или иного гражданина в обществе» [Логический словарь 1976: 426], и как мнение может получить устойчивый характер, представляя устойчивое «изменение ментального состояния адресата» [там же].

Однако понятие оценки неоднородно.

В свою структуру оценка включает:

«1) субъекта оценки, приписывающего ценность некоторому предмету;

2) предмет, который оценивается;

3) характер оценки: а) абсолютность оценки («добро», «зло», «хорошо», «плохо», «безразлично»), б) сравнительная оценка («лучше», «хуже», «равноценно»);

4) основание оценки, с точки зрения которой производится оценивание. Основанием оценки может быть не только чувство, но и некоторый образец, идеал, стандарт» [Ивин 1970: 21].

Под оценкой, как правило, понимают третью составляющую, т.е. чисто количественное выражение отношения субъекта к предмету оценки. «Оценить – установить степень, уровень, качество чего-либо» [Большой толковый словарь русского языка]. Однако не менее важна и четвертая из перечисленных выше составляющих – основание оценки; формирование данного основания реципиентом должно рассматриваться в рамках общего процесса оценивания.

В понятии «оценки» для нас важно разграничить формы процесса и результата, поскольку большинство исследователей останавливают свое внимание именно на оценке-результате – конечном продукте процесса оценивания. Нас же в первую очередь интересуют сами механизмы формирования оценки, операции, которое производит реципирующее сознание в действиях по «опознанию» фактов на основе личного психического опыта индивида. Именно в данной плоскости изучения проблемы возможен поиск реальных способов управления процессом оценивания у реципиента текста, что является насущной задачей авторов текста СМК.

В процессе оценивания происходит сопоставление включенных в ситуацию представленных фактов действительности с имеющимися в опыте реципиента представлениями о других – аналогичных или смежных ситуациях, и в целом – с определенными классами или моделями ситуаций. Окончательный выбор реципиентом  той или иной модели ситуации, в соответствии с замыслом автора текста СМК, составляет основание оценки фрагмента социальной действительности. Заметим, что речь идет о внутреннем основании реципиента текста, о его личной сформировавшейся позиции (угле зрения).

Не всегда в задачи автора входит увязывать единичный факт с элементом какой-либо МСС, если это требует дополнительных фактов. Факт может существовать как независимая пропозиция смысла, как вариант инвариантного «свободного» элемента. Подобные факты – способные конкурировать с полноценными МСС и при этом способные стать основанием однозначной негативной или позитивной оценки объекта – весьма востребованы в пространстве СМК. «Самодостаточные» элементы МСС позволяют экономить смысловые и выразительные средства при формировании основания оценки объекта. В случае когда МСС проявлен не полностью, а имеется лишь ключевой элемент, единичный концепт, следует говорить об особом способе формирования эмоциональной оценочности. Основание оценки может формироваться не только заполнением пропозиций фрейма МСС, с логическим характером связи фактов-пропозиций,  но и ссылкой на отдельную пропозицию, ассоциативно связанную с рядом задаваемых МСС.

Таким образом, оценка – категория субъективного семантического пространства реципиента текста, имеющая ключевое значение для реализации прагматического содержания текста СМК при реализации ЦУТ «реклама», «убеждение» и «побуждение». Однако убеждение и побуждение требует более сложных механизмов моделирования и состава деятельности, чем были описаны нами ранее. В качестве особого механизма моделирования автором оценки реципиента мы понимаем механизм создания прагматической установки текста (ПУТ).

Категория: Алгоритмы ментальных действий автора | Добавил: atamanov (09.07.2013)
Просмотров: 446 | Комментарии: 1 | Теги: Оценка, ПУТ, ЦУТ, убеждение, побуждение, прагматическая установка текста, элемент МСС, основание оценки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Система сайтов
  • Branding в XXI веке
  • Создание медиатекста
  • Архетипы русской нации
  • Школа медиатекста

  • Copyright MyCorp © 2018 Конструктор сайтов - uCoz