Создание эффективного медиатекста. Теория прагматики
Пятница, 20.07.2018, 13:18
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Компоненты прагматического содержания медиатекстов [8]
Алгоритмы ментальных действий автора [4]

Форма входа

Главная » Статьи » Стратегия оПознания » Компоненты прагматического содержания медиатекстов

4.2. Парадигматическая структура МСС

В качестве альтернативы тема-рематической структуры МСС при реализации ЦУТ «развлечение» мы разработали парадигматическую структуру МСС, где в основе парадигмы лежит понятие «приключения».

Понятие «приключение» не в первый раз используется в методике обучения авторов. Например, в спецкурсе И.М.Дзялошинского на факультете журналистики МГУ «приключение» рассматривается как синоним жанра «репортаж» и определяет способ получения и организации материала в этом жанре (подбор фактов, сюжетную линию, авторские отступления и другое) [Дзялошинский 1996].

Мы, в свою очередь, использовали содержание этого понятия, чтобы сфокусировать внимание обучаемых на возможности осуществить определенный отбор отрезков действительности, сделать соответствующий выбор элементов содержания для текстов с ЦУТ «развлечение».

В парадигму входит семь понятий, каждое из которых представляет собой обобщенную характеристику действий героя (ньюзмейкера) или событий, произошедших с ним: «исключение», «вызов», «драйв», «поступок», «след», «приключение», «чудо».

Функционирование данной лингвистической парадигмы понятий на практике возможно, например, в корпусе текстов интернет-портала, где члены парадигмы представляют собой «фильтры», тэги, то есть маркеры материалов при поиске информации. Поиск по тэгам – вид тематического поиска, при котором отбираются отрезки и факты действительности, релевантные заданному тэгу (теме).

Нашей задачей было создать альтернативу господствующей парадигме содержания развлекательного контента, производимого на основе тема-рематической структуры МСС. Обеспокоенность качеством материалов развлекательной прессы высказывают многие исследователи. Приведем пример: «В современной российской журналистике присутствуют все виды и направления. Однако значительную часть предлагаемой потребителю журналистской продукции представляют весьма посредственный по качеству товар, однообразный по тематике и способам представления» [Михайлина 2011: 140]. Отметим, что определение элементов парадигмы полностью индуктивно, и выражает субъективную позицию авторов настоящего исследования в отношении тем развлекательных материалов. Опишем основные смысловые связи в предлагаемой парадигме (см. также Таблицу 2.1.2.2).

1. Есть правило (Прв), а есть – Исключение (Иск) из правил.

2. В различных ситуациях у героя (ньюзмейкера) преобладает установка на действие (D) по правилам, у кого-то, наоборот, – на Исключительное действие. В случае если в конкретном действии возобладает Исключительность, получаем формулу для Вызова:

(Иск – Прв) х D.

3. Каждое действие (D) героя совершается или в рамках правил (Прв), или выбивается из них (Иск); так мы получаем альтернативные характеристики действия героя в социуме:

D х Прв = Экшн (Эк); D х Иск = Драйв (Др).

4. Иск х Эк = Иск х D х Прв мы определили как Поступок. Это исключительное действие в некоторой принятой обществом системе (ценностей, стереотипов, моральных норм и т. д.), например спасение человека на пожаре. Поступок характеризуется сознательностью действий героя.

5. Поступок совершается в определенной внешней  среде и направлен на изменение этой среды. Однако не всегда изменение среды в результате поступка можно объективно зафиксировать. Если это происходит, можно говорить о том, что Исключительное в действиях героя оставило в действительности его, уникальный, След.

6. Иск х Др = Иск х D х Иск, установку на исключительное действие героя, помноженную на исключительную ситуацию и на действие героя в этой ситуации, мы определяем как Приключение. Приключение отличается от Драйва наличием структуры, композиции действия. Приключение – это всегда определенное событие, имеющее сюжетную форму и элементы. Драйв – это внутреннее состояние героя, которое передается в большей степени поэтически: избирательными характеристиками действия, субъективным отбором объектов среды с наделением их характеристиками субъективного состояния героя и т.д. Приключение – это  законченное по форме и относительно непрерывное описание событий, произошедших с героем в определенном хронотопе.

7. Последним членом парадигмы является понятие чуда, трактовку которого мы приводим в соответствии с идеями А.Ф.Лосева, изложенными им в работе «Диалектика мифа» [Лосев 1991]. В действительности мы нередко имеем дело с фактами, которые характеризуем как «совпадения», которые представляют собой не что иное как совпадения различных смысловых планов действительности. Совпадения, которые мы вслед за Лосевым, определяем как «чудо», являются мощным сигналом для привлечения внимания аудитории, в том числе аудитории СМК, и этому есть философское объяснение: «В чуде мы имеем дело, прежде всего, с совпадением или, по крайней мере, с взаимоотношением и столкновением двух каких-то разных планов действительности <…> это есть планы внешне-исторический и – внутренно-замысленный, как бы план заданности, преднамеренности и цели»  [Лосев 1991: 142-143].

Аудиторию может заинтересовать факт предельно напряженного существования субъекта, при котором его существование перестает быть случайным и «растянутым» во времени, в материальных и бытовых подробностях, и получает ясную и мощную связь с конкретной идеей, смыслом. Подобным образом строится художественное произведение, где автору важно добиться от всех эпизодов, деталей материала, осмысленности – то есть исключить случайные, не относящиеся к задуманной им идейно-смысловой концепции, элементы бытия героя. Концентрация совпадений в художественном материале значительно выше их концентрации в жизни субъекта, однако именно возможность приблизить реальную жизнь к законам художественного произведения задает вектор отбора смыслов, способных вызвать интерес аудитории, сопоставимый по силе с интересом к фактам, отображаемым при помощи тема-рематической структуры МСС. Крупнейший русский мыслитель ХХ века объясняет, что в чуде, как в событии встречаются два личностных плана: «1) личность сама по себе, вне своего изменения, вне всякой своей истории, личность как идея, как принцип, как смысл всего становления, как неизменное правило, по которому равняется реальное протекание; и 2) самая история этой личности, реальное ее протекание и становление, алогическое становление, сплошно и непрерывно текучее множество – единство, абсолютная текучая неразличимость и чисто временная длительность и напряженность» [там же: 144].

Таким образом, события с характеристикой «чудо» происходят без сознательного участия героя, но при этом – с его прямым участием. В чуде композиция должна быть не задана автором, а понята им – как предустановленная событию идея.

Таблица 2.1.2.2.

Парадигма понятия «Приключение»

Характеристика

Идея:

осознан-ный внутрен-ний замысел героя

Действие: осознанная активная позиция героя

Среда: вовлеченность героя во внешнюю ситуацию

Результат: стремление к материальному воплощению действия

Композиция: стремление к художественности

 

Исключение

есть

-

-

-

-

Вызов

есть

есть

-

-

-

Драйв

есть

есть

есть

-

-

Поступок

есть

есть

есть

есть

-

Приключение

есть

есть

есть

-

есть

След

есть

есть

есть

есть

есть

Чудо

-

-

есть

-

есть


ПРИМЕРЫ см. ЗДЕСЬ
Категория: Компоненты прагматического содержания медиатекстов | Добавил: atamanov (09.07.2013)
Просмотров: 356 | Теги: Вызов, исключение, чудо, приключение, поступок, МСС, парадигматическая структура МСС, Драйв, След | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Система сайтов
  • Branding в XXI веке
  • Создание медиатекста
  • Архетипы русской нации
  • Школа медиатекста

  • Copyright MyCorp © 2018 Конструктор сайтов - uCoz