Создание эффективного медиатекста. Теория прагматики
Пятница, 20.07.2018, 13:29
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Компоненты прагматического содержания медиатекстов [8]
Алгоритмы ментальных действий автора [4]

Форма входа

Главная » Статьи » Стратегия оПознания » Компоненты прагматического содержания медиатекстов

4.5. Синтаксическая структура МСС

Подавляющее большинство МСС может быть выражено синтаксисом простого предложения. Соответственно, синтаксическая структура МСС отражает структуру обычного предложения. Для описания синтаксической структуры МСС и ее подвидов мы используем положения генеративной лингвистики. Генеративная лингвистика [Хомский 1962] определила модель непосредственно для составляющих предложения. Маленький мальчик ест мороженое. В начале анализа имеется идея целостного предложения (S), затем предложение раскладывается на именную группу (N; маленький мальчик) и глагольную группу (V; ест мороженое). Затем конкретизируются именная группа (она членится на определение (А) и определяемое слово) и глагольная группа – на глагол и прямое дополнение (O). Здесь могут фигурировать и признаки предиката. Быстро – медленно, решительно – сомневаясь и т. д.

Элементы МСС составляют типологическое ядро социального кода. Характер обращения к этому коду не предполагает «передачи» реципиенту новых структур социального знания, а представляет собой сопоставление варианта с инвариантом. Строго говоря, вследствие абстрактного характера МСС, автору важно не столько описать новое свойство субъекта, сколько зафиксировать внимание реципиента на уже известном обобщенном свойстве, которое далее «привязывается» к субъекту синтаксической конструкции.

Рассмотрим элементы МСС как актуализации элементов синтаксиса простого предложения:

1. Соединение субъекта с определенным психологическим типом («вот он какой»). Вариант – привязка к определенному качеству.

2. Соединение субъекта с определенным социальным типом («вот такую он играет роль»). Вариант – привязка к элементу сюжета с участием данного социального типа. Причем под психологическим или социальным типом может фигурировать как конкретная персона, компания, так и более обобщенные или обезличенные образы: например, российский бизнес или федеральные налоги.

3. Соединение субъекта с акциональным типом поведения («вот что он делает»).

4. Соединение с определенным типовым признаком психологического, социального или акционального типа («вот он как»).

Указанные элементы МСС подстраивают под себя содержательную среду, служат ключевыми звеньями смысловых алгоритмов, скелетом для наращивания смыслового содержания. В отдельных случаях автору текста приходится разбивать синтаксическую связку («иероглиф») элементов, чтобы наделить формальный элемент синтаксиса функциональностью ключевого элемента МСС. Так, в предложении «Компания увеличила прибыль» предикат «увеличила» не может квалифицироваться как тип акционального поведения. В предложении он не содержит дополнительного смысла – относительно поведения субъекта, а не его формального действия. Если вместо «увеличила» сказать, например, «смогла увеличить» – в предложении появляется дополнительный к основному семантический план. Таким способом разбивается «иероглиф» цельной темы экономического сектора фоновых знаний «рост прибыли».

Категория: Компоненты прагматического содержания медиатекстов | Добавил: atamanov (09.07.2013)
Просмотров: 253 | Теги: психологический тип, типовой признак, социальный тип, тип акционального поведения, синтаксическая структура МСС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Система сайтов
  • Branding в XXI веке
  • Создание медиатекста
  • Архетипы русской нации
  • Школа медиатекста

  • Copyright MyCorp © 2018 Конструктор сайтов - uCoz