Создание эффективного медиатекста. Теория прагматики
Четверг, 25.04.2024, 14:46
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Теория оСознания [6]
Практика оСознания [3]

Форма входа

Главная » Статьи » Стратегия оСознания » Практика оСознания

8. Создание псевдоинородного признака контекста

Для автора, создающего элементы содержания, существует еще одна возможность, в дополнение к рассмотренным выше. Он, в силу профессиональной необходимости, может поставить на место инородного псевдоинородный признак, и выполнить все те же операции внимания не в открываемом, а в искусственно создаваемом контексте.

Поясним мысль на следующем примере.

ТЗ: создать описание пельмень-бара «Березка» для ресторанного каталога (2,5-3 тыс. знаков). Заказчик уже заплатил за свое место в каталоге и ждет от текста реализации рекламных функций. Однако создавать «открытый» рекламный текст – значит не соблюсти прагматику PR-жанра (в PR-жанрах интенция заказчика обычно замаскирована).

Текст

Работа с псевдоинородным признаком

Если бы такой пельмень-бар открылся в советское время, на него стали бы водить «интуристовские» экскурсии, а очередь на вход стояла бы, вероятно, до самой ст. м. «Таганская».

Создаем контекст: советское время, советские пельменные, в котором объект – стильный пельмень-бар – потенциально выделялся бы своей инородностью.

Почему? Побываете – поймете. А главное для заведения такого рода можно сформулировать в трех словах: сытно, вкусно и с душой.

Рекламный блок – созданное содержание, не подкрепленное реальностью.

Дизайн выполнен со вкусом, вполне стильно, но без лишних ухищрений. Березовый частокол, фирменное черно-белое сочетание в оформлении стен и меню и, конечно, знаковое для заведения «бревно», на котором подают набор пельменей девяти сортов, – все это как бы рассредоточивает в пространстве светлую ауру слова «березка».

Создаем контекст: дизайн помещения, в котором можно найти потенциально инородный (на самом деле – псевдоинородный) элемент: живой «березки».

Очень часто здесь можно увидеть компанию, собранную кем-то из завсегдатаев на этакий «городской пикничок».

Развиваем противопоставление контекста-помещения и природного элемента.

И правда, зачем лишний раз заморачиваться дома по кухне, когда правильное застолье можно организовать в приличном заведении по достаточно демократичным ценам.

Рекламный блок – созданное содержание, не подкрепленное реальностью.

Несмотря на небольшие размеры интерьера, столы не мешают друг другу, и отдыхать здесь достаточно уютно.

Рекламный блок – созданное содержание, подкрепленное реальностью.

Пельмени любят все. В обед здесь нередко можно увидеть красивых стройных женщин, заказывающих себе порцию, а то и две – пельменей вместе с березовым соком (натуральным, кстати) и рюмкой водки «На березовых бруньках».

Создаем контекст: сытное (неизысканное) угощение для любителей поесть с инородным элементом: стройная женщина.

Или западного бизнесмена, потягивающего под вареники коллекционное Домен дю Пего Шатонёф-дю-Пап.

Создаем контекст: народное заведение (семантически подкрепленное контекстом советского времени) с инородным элементом: западный бизнесмен и коллекционное шампанское.

Традиции заведения достаточно любопытны; когда вам принесут меню, не пролистывайте быстро первую страницу – вы найдете очень поучительную для России историю.

Рекламный блок – созданное содержание, подкрепленное реальностью.

Но все-таки главное для традиции – сохранить душу русского угощения. Душу здесь в дело вкладывают. Например, в то, как готовят пельмени. Мясо для всех девяти видов пельменей поступает в натуральном, незамороженном виде. Готовят, естественно, сами: четыре милых женщины лепят угощение руками. На наших глазах хозяева самостоятельно пробовали фарш, причем сырой, на вкус, – так, говорят, лучше определять качество.

Рекламный блок – созданное содержание, подкрепленное реальностью.

Кстати, что мы все о пельменях, да о пельменях. Их, правда, много не бывает, но все же в кухне заведения не мал выбор других достойных блюд. Например, серия колбасок, опять же собственного приготовления, заставляет потребовать от заведения соответствующего «домашнего» пива. Хозяева, по всей видимости, учли опыт истории и идут навстречу требованиям трудящихся, уже освободив место под небольшую пивоварню.

Рекламный блок – созданное содержание, подкрепленное реальностью.

Дополняя свое центральное – «пельменное» – предложение, например показывая по выходным кино, «Березка» абсолютно не теряет своего «народного» имиджа. Просто  «современная народность» – это в том числе и постоянно действующий в заведении Wi-Fi.

Завершающий акцент (кольцевая композиция) повторяет лейтмотив противопоставления: контекст – простая «народная пельменная», инородность – непростые современные технологии: Wi-Fi.

Необходимо отметить, что сам по себе выход за пределы парадигмы топосов в стратегии осознания предполагает нахождение инородного (в данном случае – инородного парадигме) признака.

Псевдоинородный элемент контекста определяется нами как элемент, соответствующий формальным – структурным – условиям бытия инородного в контексте, но при этом не вызывающий феноменологического ощущения «инородного» у субъекта-автора. Так происходит в случае, если в структурной (формальной) инородности (например, танк на бензозаправке) отсутствует подлинная работа осознания автора.

Никакая сумма псевдоинородных признаков не ведет к рождению подлинного нового контекста, открытого, или даже созданного как художественная реальность автором. Как мы показали выше, создание искусственного инородного элемента довольно часто вызвано особенностями прагматических задач, стоящих перед автором текста, особенно в рекламных и PR-жанрах *. Псевдоинородный признак создается автором «по чертежам» инородного, но это не те чертежи, по которым "бог создает мир". Технологии работы с «искусственным» материалом (признаками несуществующего мира) являются развитием все той же стратегии опознания, где после перебора вариантов в ход идет уже не наиболее адекватный или художественный тип действительности, а самый коммерчески выгодный.

В поле массовой коммуникации подлинные инородные признаки редко выдерживают конкуренцию с псевдоинородными. Внимание членов общества подчиняется экономической прагматике – мир маркетизирован, за пространство знаков платят. Создать произведение – значит дать жизнь в поле средств массовой коммуникации. Продукты создаются с учетом их последующего позиционирования. Тиражировать проще, чем давать настоящую жизнь, чем создавать произведение, где идея воплощается в форм – информационном плане жизнь легче сымитировать. Для имитации жизни материального объекта и создаются псевдоинородные признаки.

Отметим также, что уже одна только работа сознания по выявлению псевдоинородных признаков контекста, подлинных инородных признаков и анализ их конфликтного сосуществования в контексте способна дать исключительно продуктивный вектор работы мысли автора, способный на практике снять проблему «чистого листа».

Категория: Практика оСознания | Добавил: atamanov (28.08.2013)
Просмотров: 595 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Система сайтов
  • Branding в XXI веке
  • Создание медиатекста
  • Архетипы русской нации
  • Школа медиатекста

  • Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz