Создание эффективного медиатекста. Теория прагматики
Пятница, 20.07.2018, 13:37
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Что такое прагматика? [2]
Основные категории прагматики текстов СМК [6]

Форма входа

Главная » Статьи » Теория прагматики средств массовой коммуникации » Основные категории прагматики текстов СМК

7. Фоновые знания

Фоновые языковые знания определяются как знания каких-либо реалий говорящим и слушающим, которые подразумеваются, но явно не проговариваются в диалоге, и которые являются основой языкового общения. Фоновые знания представляет собой «…идеальную модель внешнего мира или его части» [Крюков 1988: 19].

В целях экономии времени на обработку информации, в коммуникационном потоке СМК объем знания о вещи сокращается до необходимого минимума. Дискурс СМК оперирует даже не «свернутыми» вещами, а упаковками вещи, знаком вещи. Специфика современных коммуникаций предполагает доминантность: «...Мы оперируем свернутой информацией  вместо того, чтобы оперировать полным объемом информации» [Лисовский 2000: 67-68].

Рост объемов информации прямо зависит от увеличения количества секторов фоновых знаний о действительности, к которым апеллирует современный человек. Большая часть фоновых знаний связана не с непосредственным опытом человека, а является продуктом обобщенного «пересказа» источников информации.

В процессе передачи информации от адресата реципиенту оба должны обладать определенным запасом фоновых знаний по тому сектору действительности, к которому относятся основные темы высказывания или текста. При этом предпочтительнее, чтобы объем фоновых знаний автора превышал объем фоновых знаний обычного реципиента. Некомпетентность автора в области действительности, о которой он передает информацию, чревата не только фактическими неточностями, невыразительными примерами и другими частными ошибками и недочетами, но и нереализованной целевой установкой текста.

Для обеспечения компетентности авторов в СМК предусмотрена их специализация. Автор должен обладать бóльшим объемом фоновых знаний в тех секторах действительности, на тематике которых он специализируется. Для журналиста можно выделить, например, следующие секторы фоновых знаний (контексты): политический, экономический, производственный, корпоративная информация, индивидуальный бизнес, деятельность организаций и структур различного направления, социальный, местный, свободное время, отдых (отпуск), хобби, молодежная субкультура, спортивный, культурный, шоу-бизнес, светская жизнь, компьютеры и интернет, природа, погода, оккультные знания, астрология, здоровье, международный, реклама.

(Данная парадигма не претендует на аксиоматический характер – в нашем исследовании она использовалась для решения конкретных практических задач методического исследования.)

В каждом из этих секторов фоновые знания могут существовать в виде:

1)                  нерасчлененного отрезка действительности;

2)                  фактов-деталей;

3)                  моделей социальных ситуаций (МСС) и их элементов.

Знание отрезка действительности предполагает непосредственное получение информации с места событий. Например, репортер, присутствуя на акции общественного протеста, воспринимает события непосредственно, через органы чувств, в линейной последовательности. Если же автор не был очевидцем событий и действительность дана ему через источники (очевидцев, информационные агентства, аналитические комментарии и т. д.), автор имеет дело не с событием как таковым – а с переработанной информацией, уже прошедшей этап моделирования и структурирования. Однако неверно было бы считать, что моделирование «очевидца» принципиально отличается от моделирования «по источникам». И отрезок действительности, и факт, и МСС – всегда присутствуют в тексте как уровни избирательности и абстрагирования реальности, и операции по их выделению зависят от прагматики текста, в частности от ЦУТ, а не от способа получения первичного материала. В самом деле, автор всегда не описывает, а создает факт, поскольку информация о действительности, по сравнению с самой действительностью, всегда избирательна и абстрагирована. Факт (как ни парадоксально это звучит) не принадлежит реальности, а является продуктом деятельности сознания по осмыслению этой реальности.

Приведем точку зрения А.А.Леонтьева относительно природы факта. «Текст состоит из отдельных суждений или, что то же, отдельных высказываний. Каждое суждение что-то описывает, отражает; это «что-то» – фрагмент реальности (действительности) события, ситуации, свойства предметов или лиц. Обычно полагают, что существует некий объективный «факт», который описывается суждением (высказыванием). На самом деле все гораздо сложнее. Человек вычленяет в реальности какой-то фрагмент. Например, политическую ситуацию в Беларуси. Этот фрагмент рассматривается под определенным углом зрения, в определенном аспекте: например, под углом зрения соблюдения прав человека. Затем мы как бы «переводим» наше знание об этом фрагменте на обычный словесный язык, превращая это знание в совокупность словесных (вербальных) суждений или высказываний. Каждое из этих суждений может быть истинным (соответствовать действительности) или ложным (не соответствовать действительности). Но, чтобы установить это, мы должны проделать так называемую верификацию соотнести содержание суждения с действительностью и убедиться, что данное суждение истинно (или, наоборот, ложно). Только после того, как мы осуществили верификацию суждения, и оказалось, что оно истинно, оно превращается в факт. Значит, факт не существует в самой действительности: это результат нашего осмысления или переработки информации о действительности» (выделено нами – А.Ш.) [Леонтьев А.А. 2003: 67].

Сам по себе процесс верификации невозможен без сопоставления воспринимаемой текущей действительности с устоявшимися моделями в структуре индивидуального опыта субъекта. Прежде чем верифицировать, необходимо понять, уяснить себе материал. В целях экономии ресурсов (времени, сил, внимания и других)  на верификацию, процесс опознания данных действительности закручен в спираль «от частного – к общему». В высшей точке этой спирали могут находиться одна-две идеи, формально выражающие смысл текста; однако путь к этой вершине лежит через работу по получению фактического материала – работу сознания. 

А.А.Леонтьев отмечает: «Факты не описательны. Они устраняют все частные характеристики события и сохраняют только самую его «суть», его сердцевину. Недаром говорят о «голых» или «неприкрашенных» фактах. У этого свойства факта есть и оборотная сторона: он всегда выделяет в событии какую-то одну его часть, определенные его признаки. Событие: освобождение заложников, захваченных в Перу организацией «Сендеро луминосо». Факты могут быть представлены по-разному: Заложники освобождены. При освобождении заложников никто из атаковавших не пострадал. При освобождении заложников была допущена неоправданная жестокость в отношении рядовых боевиков, готовых сдаться. Получается, что одно и то же событие выступает в форме различных фактов – в зависимости от того, что мы считаем главным, что трактуем как «суть» события, а что считаем частностью. Поэтому можно описывать, как развертываются события, но не как происходят факты. Факты вообще не «происходят», происходят события» [там же: 75].

Факт, как результат осмысления ситуации, не может не встраиваться в более совершенные, более адаптированные для осмысления структуры. Факт – это материальный вариант инвариантной идеи осмысленной ситуации. Факт – в процессе смыслового обобщения информации о реальной ситуации действительности – становится деталью, конструирующей общий смысл модели данной ситуации.

Факт управляется абстрактной моделью. Основная роль факта – в детализации той или иной модели конструируемого события. По своей природе факт СМК является не столько детализированным отображением события, в аспекте реальной действительности, – сколько деталью смысла той или иной модели конструирования события, в аспекте осмысления этой действительности. В значении слова «деталь» нам принципиально важно подчеркнуть сему «строительства». Деталь – это то, что заполняет пропозицию содержания текста и, одновременно, модель социальной ситуации (МСС).

Категория: Основные категории прагматики текстов СМК | Добавил: atamanov (09.07.2013)
Просмотров: 522 | Теги: модель социальной ситуации, отрезок действительности, МСС, Факт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Система сайтов
  • Branding в XXI веке
  • Создание медиатекста
  • Архетипы русской нации
  • Школа медиатекста

  • Copyright MyCorp © 2018 Конструктор сайтов - uCoz