Создание эффективного медиатекста. Теория прагматики
Пятница, 20.07.2018, 13:46
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Что такое прагматика? [2]
Основные категории прагматики текстов СМК [6]

Форма входа

Главная » Статьи » Теория прагматики средств массовой коммуникации » Основные категории прагматики текстов СМК

6. Субъективное представление действительности
Из всей парадигмы специальных лингвистических наук психолингвистика в наибольшей степени отвечает целям нашего исследования, поскольку и для прагматики, и для психолингвистики ключевым является отношение «знак – реципиент». А.А.Леонтьев так определяет предмет психолингвистики – новой риторики: «Соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, – с другой» [Леонтьев 1997: 19].

В контексте психолингвистики, отношения «знак – реципиент» раскрываются как воздействие речевого средства на субъективное семантическое пространство реципиента. Понятие субъективного семантического пространства задает саму возможность моделировать в сфере субъективных смыслов, к которой принадлежит прагматическое содержание конкретного текста.

Субъективное семантическое пространство (от лат. subjectum – подлежащее и греч. semantikos – обозначающий) – модель категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой осуществляется классификация каких-либо объектов, понятий и т. п. путем анализа их значений. Создание субъективного семантического пространства идет путем накопления личного опыта субъекта. Опыт представляет собой арсенал продуктивных накоплений во всех сферах человеческой жизнедеятельности, где неотделимы предметный мир и приемы пользования им. Н.Л.Галеева отмечает: «Опыт <…> рефлективен в том смысле, что может организовать рефлексию реципиента и служит ее основой. Деятельностный опыт не рефлективен, но отрефлектирован» [Галева 1997: 68].

Перевод информационных накоплений, опыта человека во внутреннее семантическое пространство определяется как процесс интериоризации.  Интериоризация (от лат. interior – внутренний) представляет собой формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Отрефлектированность опыта позволяет создавать абстрактные обобщения и классификации, которые в свою очередь входят во внутреннее семантическое пространство субъекта. В дальнейшем данные нового опыта соотносятся в этом пространстве с уже накопленными данными. В психологии данный процесс получил название «категоризации». Категоризация – психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т. п. Процесс категоризации непосредственно включен в процессы восприятия, мышления, воображения, объект которых воспринимается и мыслится не как единичность, непосредственная данность, а как представитель некоторого обобщенного класса, причем на этот объект переносятся особенности и характерные признаки данного класса явлений. Содержание понятия категоризации в когнитивной психологии соответствует положению об опосредствовании психических процессов социально выработанными эталонами – обобщениями, несущими в себе совокупный общественный опыт. Носителями этого опыта являются прежде всего семантические структуры естественного языка (вербальные значения). «В индивидуальном опыте категоризация выступает формой его упорядочивания через присвоение и трансформирование субъектом категорий и эталонов общественного сознания, ее дифференциально-психологические аспекты характеризуют специфику отражения мира субъектом» [Краткий психологический словарь]. Являясь средством осознания мира, категориальные структуры индивидуального сознания, как таковые, могут и не осознаваться субъектом. Формы категоризации имеют сложную иерархическую организацию, построение и функционирование которой изучают генетическая и общая психология.

Таким образом, с позиций психолингвистики, процесс понимания текста основан на соотнесении информации, заложенной в вербальных значениях, с тем или иным классом субъективных значений, хранящихся в памяти индивида. Процесс избирательного моделирования действительности автором основан на субъективном представлении этой действительности реципиентом.

Решать проблему «чистого листа», то есть инициировать мышление на старте деятельности по созданию текста, можно вырабатывая у обучающегося навык конструирования типовых смыслов действительности СМК. Методика создания текста СМК должна инициировать в авторе-субъекте такую деятельность мышления, которая приведет к открытию в действительности поля смыслов, релевантных для содержания будущего текста. Как мы отмечали, с одной стороны, выбор автора определяется прагматической ситуацией, с другой – собственными возможностями по продуцированию позиций выбора. Необходимо научить будущего автора-профессионала систематизировать знание своего профессионального контекста таким образом, чтобы при работе над содержанием конкретного текста выбор смыслов осуществлялся как ротация типовых смыслов профессионального контекста.

Система средств моделирования действительности складывается, с позиций психолингвистической школы А.А.Залевской, [Залевская 1990, 1999, Рафикова 1998, Рогожникова 1990 и другие], из системы субъективных значений, хранящихся в памяти индивида. Залогом успешного сообщения является общее поле значений, хранящееся в памяти адресанта и адресата. В нашей работе для обозначения этого «общего поля» мы используем понятие «фоновые знания».

Категория: Основные категории прагматики текстов СМК | Добавил: atamanov (09.07.2013)
Просмотров: 303 | Теги: Моделирование, интериоризация, категоризация, cСубъективное семантическое простра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Система сайтов
  • Branding в XXI веке
  • Создание медиатекста
  • Архетипы русской нации
  • Школа медиатекста

  • Copyright MyCorp © 2018 Конструктор сайтов - uCoz