Из всей парадигмы специальных лингвистических наук
психолингвистика в наибольшей степени отвечает целям нашего исследования,
поскольку и для прагматики, и для психолингвистики ключевым является отношение
«знак – реципиент». А.А.Леонтьев так определяет предмет психолингвистики –
новой риторики: «Соотношение личности со структурой и функциями речевой
деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира
человека, – с другой» [Леонтьев 1997: 19].
В
контексте психолингвистики, отношения «знак – реципиент» раскрываются как
воздействие речевого средства на субъективное семантическое пространство
реципиента. Понятие субъективного семантического пространства задает саму
возможность моделировать в сфере субъективных смыслов, к которой принадлежит
прагматическое содержание конкретного текста.
Субъективное
семантическое пространство (от лат. subjectum – подлежащее и греч.
semantikos – обозначающий) – модель категориальной структуры индивидуального
сознания, на основе которой осуществляется классификация каких-либо объектов,
понятий и т. п. путем анализа их значений. Создание субъективного семантического пространства
идет путем накопления личного опыта субъекта. Опыт представляет собой
арсенал продуктивных накоплений во всех сферах человеческой жизнедеятельности,
где неотделимы предметный мир и приемы пользования им. Н.Л.Галеева отмечает: «Опыт
<…> рефлективен в том смысле, что может организовать рефлексию реципиента
и служит ее основой. Деятельностный опыт не рефлективен, но отрефлектирован» [Галева
1997: 68].
Перевод информационных накоплений, опыта
человека во внутреннее семантическое пространство определяется как процесс интериоризации. Интериоризация
(от лат. interior – внутренний) представляет собой формирование внутренних
структур человеческой психики благодаря
усвоению структур внешней социальной деятельности.
Отрефлектированность опыта позволяет
создавать абстрактные обобщения и классификации, которые в свою очередь входят
во внутреннее семантическое пространство субъекта. В дальнейшем данные нового
опыта соотносятся в этом пространстве с уже накопленными данными. В психологии
данный процесс получил название «категоризации».
Категоризация – психический процесс отнесения единичного объекта, события,
переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные
и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные
стереотипы, стереотипы поведения и т. п. Процесс категоризации непосредственно
включен в процессы восприятия, мышления, воображения, объект которых
воспринимается и мыслится не как единичность, непосредственная данность, а как
представитель некоторого обобщенного класса, причем на этот объект переносятся
особенности и характерные признаки данного класса явлений. Содержание понятия
категоризации в когнитивной психологии соответствует положению об
опосредствовании психических процессов социально выработанными эталонами –
обобщениями, несущими в себе совокупный общественный опыт. Носителями этого
опыта являются прежде всего семантические структуры естественного языка
(вербальные значения). «В индивидуальном опыте категоризация выступает формой
его упорядочивания через присвоение и трансформирование субъектом категорий и
эталонов общественного сознания, ее дифференциально-психологические аспекты
характеризуют специфику отражения мира субъектом» [Краткий психологический
словарь]. Являясь средством осознания мира, категориальные структуры
индивидуального сознания, как таковые, могут и не осознаваться субъектом. Формы
категоризации имеют сложную иерархическую организацию, построение и
функционирование которой изучают генетическая и общая психология.
Таким образом, с позиций психолингвистики, процесс понимания текста основан на
соотнесении информации, заложенной в вербальных значениях, с тем или иным
классом субъективных значений, хранящихся в памяти индивида. Процесс
избирательного моделирования действительности автором основан на
субъективном представлении этой действительности реципиентом.
Решать проблему «чистого листа», то есть инициировать
мышление на старте деятельности по созданию текста, можно вырабатывая у
обучающегося навык конструирования типовых смыслов действительности СМК.
Методика создания текста СМК должна инициировать в авторе-субъекте такую
деятельность мышления, которая приведет к открытию в действительности поля
смыслов, релевантных для содержания будущего текста. Как мы отмечали, с одной
стороны, выбор автора определяется
прагматической ситуацией, с другой – собственными возможностями по
продуцированию позиций выбора. Необходимо научить будущего автора-профессионала
систематизировать знание своего профессионального контекста таким образом,
чтобы при работе над содержанием конкретного текста выбор смыслов осуществлялся
как ротация типовых смыслов профессионального контекста.
Система средств моделирования
действительности складывается, с позиций психолингвистической школы А.А.Залевской, [Залевская
1990, 1999, Рафикова 1998, Рогожникова 1990 и другие], из системы субъективных значений, хранящихся
в памяти индивида. Залогом успешного сообщения является общее поле значений,
хранящееся в памяти адресанта и адресата. В нашей работе для обозначения этого
«общего поля» мы используем понятие «фоновые знания».
|