В риторическом каноне моделирование
действительности имеет место на этапе инвенции – изобретения речи, с
использованием так называемых топов, топосов, общих мест содержания. «Прежде
всего задача автора – выбрать те топосы, которые нужны ему в каждом отдельном
случае, выбрать так, чтобы каждый из них явился в будущем тексте неотъемлемой
частью, работающей на содержание» [Ассуирова 2009: 121].
Понятие топоса было введено Протагором и
развито Аристотелем в «Топике» [Аристотель 1978а: 347-531] и отчасти в
«Риторике» [Аристотель 1978б: 23-24, 111-119]. Исследователи отмечают, что уже
во времена античности термин понимался в первую очередь как инструмент практической
деятельности: «…Необходимо помнить, что в основе классической риторики
лежит не картезианство и семиотика двадцатого века, а прагматизм и
конвенциализм, питающийся прецедентным мышлением. Риторика не была кабинетной
наукой, и в отношении описания риторических средств важно было не столько дать
непротиворечивую теорию, сколько работающий инструментарий. В этом
состоял прагматизм» [Хазагеров 2008:
6-26].
Поскольку содержание текста всегда неким
образом отображает действительность, то есть действительность первична по
отношению к содержанию, топосы могут служить средствами моделирования этой
действительности.
Л.М.Фридман в своей книге «Наглядность и
моделирование в обучении»выделил
следующие классы моделей в зависимости от «материала», из которого они могут
быть построены: предметные, предметно-схематические и схематические. Материальные
– статические и динамические. Идеальные
– образные, мыслительные и знаковые [Фридман 1984].
Топосы относятся к классу схематических, идеальных, мыслительных моделей.
В отличие от используемых для изобретения
содержания топосов (общих мест): «род и вид», «целое – часть», «причина –
следствие», «противовопставление»,
«сравнение» и других, в нашей работе мы исследуем случаи применения «общих мест
содержания» в конкретной, частной прагматической ситуации. Рассмотренные в 1-й
главе примеры МСС и фрагментов МСС могут служить материалом для выделения «частных топосов» действительности
СМК, а последние, в свою очередь, могут быть смысловыми опорами выводного
знания при формировании содержания конкретного текста СМК.
В
отличие от «общих» топосов (род и вид, целое и части, имя, действие и страдание
и т. д., являющихся, по выражению Ю.В.Рождественского «…неявным основанием
нумеративно-тезаурусной картины мира» [Рождественский 1997: 424-426], частные
топосы, в аспекте нашего исследования, формируют топосные ряды и служат
основанием подробной части картины мира, отрезка действительности, выделенного
в результате целенаправленного (профессионального) взгляда определенного
субъекта.
Субъект может быть определен внешней
ситуацией (например, заданием редакции СМК, с которой сотрудничает) и (или)
самостоятельно определившимся в выборе профессионального контекста. Например,
агиограф пишет житие святого Исидора. Агиограф определен церковью в качестве
профессионала и определил себе тип профессиональной задачи.
Для примера можно привести выделение
частных топосов исследователем О.В.Гладковой. «Каноническое житие
юродивого, как нам представляется, должно включать в себя следующие основные
топосы, одновременно являющиеся необходимыми элементами аскезы, возможность
которой исходит из Писания: <…> пренебрежение и отказ от обычного
человеческого ума; наряду с этим способность видеть особые связи между
явлениями и предметами, не различаемые окружающими юродивого людьми, «особая
логика» юродивого, на самом деле связывающая мир «горний» и мир «дольный»; дар
прозорливости и пророчества; юродство и кощунство, «безобразия» юродивого
(«провокация», «соблазн»); побои и гонение от людей вследствие непонимания ими
истинной сущности происходящего, то есть вследствие «неразумия» людей; принципиальная
публичность жизни и в то же время сокрытие подвига до самой смерти; невидимость
во время молитвы или «скрытая молитва». Безусловно, отдельные признаки вкупе с
обязательными чудесами, конечно, могут отличать не только юродивого, но в житии
юродивого они являются именно в соединении с прочими постоянными и необходимыми
компонентами»[Гладкова 2001: 85-86].
Понятно, что топосы, выделенные
исследователем, должны действовать для всех частных случаев приведенной задачи.
Не только сама действительность, но и структура
действительности принципиально не имеет границ. Однако существует феномен «профессионального» взгляда на
действительность, когда явления рассматриваются под определенным ракурсом и
подлежат «частной» классификации. При этом выделение «отрезка действительности»,
как смысловая операция, изначально строится не семантически (аналогично
построению лексико-семантических полей на основе центрального слова-темы), а
прагматически. Профессиональный ракурс предполагает активную роль субъекта, как
бы выхватывающего явление действительности, релевантное его профессиональной
мотивации.
Представим, например, такую ситуацию. «Звезда»
шоу-бизнеса неожиданно затевает потасовку на светском мероприятии. Свидетелями
оказываются люди трех разных профессий: журналист, юрист и промоутер. Несмотря
на то, что эмпирические данные для всех совпадают, интерпретируемая социальная
ситуация будет создаваться на основе разных фоновых знаний. Журналиста больше
заинтересует скандал: не вовлечена ли в драку
другая известная персона
(потенциальный ньюзмейкер), существуют ли какие-либо особо «пикантные» обстоятельства события (вызов милиции, разбитая мебель и т. п.). Юриста будут волновать,
прежде всего, обстоятельства правонарушения, в перспективе
способные усугубить или облегчить возможную административную
(уголовную) ответственность, или обстоятельства, влияющие на возможность «замять» дело. А промоутер должен быстро
оценить: как ситуация может стать составляющей общего имиджа персоны и кому дать больше
работы – журналисту либо юристу.
Безусловно, одни и те же факты действительности
могут входить в сферу интересов специалистов разного профиля. Соответственно,
не ограничено и число профессиональных ракурсов действительности. Если бы ситуацию
из приведенного примера наблюдал личный тренер «звезды», его наверняка в первую
очередь заинтересовала бы проявленная «подопечным» физподготовка.
Понятно, что автор далеко не всегда
становится непосредственным свидетелем релевантного для его профессионального
интереса явления или события. Материал, в том числе по приведенной нами
условной ситуации, может быть получен из источников разного типа.
Однако независимо от источника подобная информация, безусловно, заинтересует автора,
в особенности специализирующегося на ЦУТ «развлечение». Ключевую МСС здесь задают
два элемента тема-рематической структуры: «известное лицо» плюс «скандал».
В мониторинге источников автор находит
разные ситуации и определяет степень их релевантности. Такие ключевые элементы,
как «стереотипный герой» (например известный актер) и «причуда», могут не
подходить для конкретного редакционного задания журналиста, однако если они
релевантны профессиональному контексту в целом, то могут быть использованы
профессионалом, к примеру, в следующем номере (выпуске) или в ином, более
соответствующем по формату, СМК. При анализе большого количества материалов с
ЦУТ «развлечение» эмпирически устанавливается определенный круг тем,
релевантных для этой ЦУТ. «Скандал», «причуда», «большие деньги», «роскошь»,
«поступок» и другие темы составляют отдельные подгруппы, объединенных неким
общим признаком, и формируют общий ряд рем для ЦУТ «развлечение». В свою
очередь такие ключевые фрагменты моделей ситуаций с ЦУТ «развлечение», как
«известное лицо», «стереотипный герой», «обладатель эксклюзивной информации» и
другие – формируют другой ряд, ряд
«ньюзмейкеров» (см. параграф 2.1.2.1).
Во всех этих случаях мы имеем дело с частными топосами СМК.
Списки,
перечни явлений, зафиксированные в определенном ракурсе рассмотрения
действительности и выстроенные на базе ключевого родового понятия, мы называем топосными
рядами.
Списки топосов стремятся к парадигме,
законченности. Поскольку законченность ряда, основанного на эмпирических
наблюдениях, всегда условна, нет смысла ограничивать студентов в поиске новых
элементов. Однако на практике обнаруживается, что если принять за 100%
материал, например, 50 выпусков одного и того же средства массовой
коммуникации, то примерно 15 выпусков
оказывается достаточно для создания около 90% элементов топосных рядов или
рядов моделей ситуаций, фигурирующих в данном издании. Другими словами,
ключевые элементы новых материалов достаточно скоро начинают повторять
зафиксированные ранее. В этом случае – в случае практической законченности
топосного ряда – мы определяем его как топосный
суперряд. Примером топосного суперряда может служить парадигма топосов
«ресторанного» контекста, созданная для написания текстов-обзоров в ресторанные
каталоги, а также в соответствующие тематические рубрики журналов о досуге (см.
Приложение 5). Необходимость составлять топосный ряд есть только в том случае,
когда он может помочь вывести на сознательный уровень объемы информации,
превышающие размер оперативной памяти, «окна сознания» автора. По аналогичному
принципу автор пользуется, к примеру, словарем эпитетов или синонимов. Топосные
ряды – это аналог памятки для выполнения обязательных мыслительных операций по
решению отдельной задачи или группы задач. В качестве аналогии, можно привести
процесс решения математической задачи, когда перед решающим субъектом открыты
тексты формул, примеры решения сходных задач и т. п.
Тот или иной топосный ряд
активируется при определенном запросе, в
определенной операции, на определенном этапе создания прагматического
содержания. Топосный ряд – это не просто часть феноменологического описания
явлений действительности. Выбор нужного топосного ряда в конкретной
прагматической ситуации и отбор его элементов в содержание текста задает особое
качество данного содержания – прагматическое. Элементы частных топосных рядов в
структурном отношении являются ключевыми
элементами модели социальной ситуации (МСС), найденными в соответствии с конкретной
интенцией автора текста СМК. МСС, а также ключевые элементы
МСС являются структурами кодирования и представления информации; они
поддерживают функционирование фоновых знаний и одновременно (в аспекте
механизмов внутреннего семантического пространства) служат опорами выводного
знания.
Элементы
топосных рядов, состоящие из МСС или их ключевых элементов:
1.
Фиксируют фоновое знание различных секторов действительности, служат опорными
моментами при знакомстве с этой действительностью.
2.
Эксплицируют, фиксируют элементы смысла, помогая ориентироваться в процессе
формирования ПУТ.
3.
Обладают внутренней структурой (МСС раскладываются на ключевые признаки) либо
внутренним потенциалом для развития полноценной МСС (ключевые признаки МСС),
позволяют вырабатывать стратегии
смыслового позиционирования в процессе формирования ПУТ.
4.
Составляют основание оценки для реализации коммуникантами контрольно-оценочной
функции в процессе активного отражения реальной действительности.
Примеры
источников: официальная информация;
информация от информационных агентств; информация репортерская;
пресс-конференции, брифинги, круглые столы; свидетельство очевидца; из
организаций (корпораций); комментарий и анализ специалиста; документ или
документальная хроника; СМК, включая Интернет, и другие.
|