Фрагментарной мы назвали такую структуру
МСС, которая создается на основе ключевого фрагмента содержания – элемента МСС,
нередко имеющего заданные смысловые параметры (при определении прагматической
ситуации текста). Данный вид структуры характерен для текстов с ЦУТ
«рекламирование». Построение содержания рекламного текста может быть основано
на следующих заданных ключевых элементах:
-государственная
принадлежность («Косметика «Oriflame» – натуральная косметика из Швеции»; «Еlectrolux.
Швеция. Сделано с умом»; «Джинсы «Jordan» – в них выросла вся Америка»),
-региональная
принадлежность («КНААПО – Комсомольское – на – Амуре Авиационное
Производственное Объединение»; «ВАЗ – Волжский автомобильный завод»),
-отраслевая
принадлежность («МАКФА – макаронная фабрика» и т. д.),
-производимая
продукция, предлагаемые услуги («Гель для умывания «Клерасил» - каждый день
очищает лицо, каждый день побеждает прыщи»),
-традиции,
исторические связи, аналогии («Финляндия – родина Санта Клауса»; «Империал»
– банк, хранящий историю»),
-сложность,
особенности производства («Коньяк «Ахтамар» – с возрастом легенды становятся
лучше»; «Самое лучшее, что предлагает нам природа – косметика «Irwin Naturals»),
-специфика
товаров, услуг (косметика «Max Factor – советуют профессионалы» и т.
д.),
-продолжительность
работы на рынке («Московская сотовая связь – 10 лет на рынке»; «Русское
золото – 10 лет на благо России»; «100 лет крему «Нивея»),
-целевая группа
потребителей («Мужской дезодорант «MENNEN» – максимальная защита для мужчин»;
«Женский дезодорант «DANE» – для эффектных женщин»; «Косметика «Mary Kay» –
мудрая женщина, мудрое решение»; «Косметика «Divage» – наслаждение быть
женщиной»),
-персона – символ,
глава, основатель компании («Ford»; «Chanel»; «Пивовар Иван Таранов»;
изображение на банке печенья портрета его создателя Феймоса Эмоса и т. д.),
-особенность
расположения, как самой компании, так и ее производственных мощностей («Шоколад
«Альпен Гольд» – настоящее золото Альп»; «Египет - отдых круглый год»),
-миссия компании («Косметика
Vichy - источник здоровья кожи»; «Соки «Моя семья» - все, что нужно моей семье»),
-основные
социальные программы компании (финансирование исследований по профилактике,
диагностике и лечению рака груди у женщин американской косметической фирмой «Эйвон»),
-перспективы
развития, большой потенциал («Ваши деньги нуждаются в новых возможностях… и
они ответят Вам взаимностью – «РосЕвроБанк»; «Часы Seiko – работа на
перспективу»; «Автомобиль «Аudi 6» – технологии прогресса»; «Omega – революция
в часовом деле»; «LG - шедевр цифровых технологий»),
-надежность,
безопасность, выполнение обещаний («Рено Меган – ни капли волнения»; «Вольво»
– спроектирована, чтобы спасать жизнь»; «Перевести деньги через «Вестерн Юнион»,
также надежно, как передать их лично в руки»),
-ощутимая выгода с
точки зрения экономии финансов, времени и т. п. («Билайн GSM– с нами удобно»;
«Батарейки «Energizer» – работают, работают, работают»; «Порошок «Дося» – зачем
платить больше, если результат одинаков»),
-принципиальные
отличия, выгодные сравнительные характеристики («Comet - отчистит так, как
другим не под силу»; «ДОН Строй» – Дома Особого Назначения»),
-индивидуальный
подход («Ваша именная сорочка с личной монограммой будет изготовлена в
Германии на фабрике «Van Laack»),
-степень
незаменимости, полезности («LG – все, что нужно для комфорта»; «Ecco – обувь
для жизни»; «Mitsubishi Сharisma» – на все случаи жизни»),
-сильные
положительные эмоци, ощущения («Карамель «Бонпари» – взрыв вкуса»; «Освежающий
и вкусный от души и с добрым чувством – сок «Добрый»; «Вкус, который невозможно
описать, его возможно только назвать. У вкуса есть имя. Nescafe Gold»; «BMW – с
удовольствием за рулем»; «Opel Astra – делая жизнь ярче»; «Мир твоей свободы
МТС»; «Трансаэро – небо Вашей мечты»),
-социальные
стереотипы («Измерь успех в каратах – ювелирный центр «Кристалл»; «Если
быть, то быть лучшим – «Ярпиво»; «Efes Pilsner» - лучше не бывает»; «Бочкарев –
правильное пиво»; «VOLVO – приручи вольного зверя»; «Чистота – чисто Tide»; «Супер
качество по супер цене – Sorti»; «Батончик «Финт» – если ты и правда крут»).
Фрагментарный
тип структуры МСС характерен также для некоторых текстов с ведущей ЦУТ «развлечение». Встречается он тогда,
когда автор «развлекательного» текста осуществляет не сюжетную разработку темы,
а использует отдельные слова в качестве формальных связующих звеньев
содержания. Показательна в этом смысле запись респондента в одной из полученных
нами анкет студентов: «Мои тексты… –
развлекательные статьи. Я лишь стараюсь создавать красивые, ненапряженные,
смешные предложения, затейливо связанные в текст». Какой бы
непрофессиональной ни казалась подобная позиция
автора, она в достаточной степени востребована в развлекательных жанрах
современных СМК.
|