Создание эффективного медиатекста. Теория прагматики
Четверг, 21.11.2024, 20:40
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Компоненты прагматического содержания медиатекстов [8]
Алгоритмы ментальных действий автора [4]

Форма входа

Главная » Статьи » Стратегия оПознания » Компоненты прагматического содержания медиатекстов

4.1. Тема-рематическая структура МСС

Примером реализации тема-рематической структуры МСС могут служить тексты с ЦУТ «развлечение» в таблоидах и других изданиях, представляющих так называемую «желтую прессу». Здесь тему задает такой элемент МСС, как «герой», или «ньюзмейкер», рему – ограниченный набор действий или характеристик героя, регламентированный массовым читательским спросом.

Ряд тем – «ньюзмейкеров»:

-Известная личность.

-Известная группа людей.

-Обладатель эксклюзивной информации.

-Телесный феномен (художник без рук, путешественник-экстремальщик, феноменальный «счетовод», вундеркинд  и т. п.).

-Яркая личность, яркий объект – может быть одноразовый или нерегулярный интерес прессы (коллекционер редких вещей).

-Яркий социальный статус, редкая профессия (монашка, промышленный альпинист, чучельник и т. п.).

-«Стереотипный» герой (например, олигарх...).

-«Наши в городе» (например, Абрамович и «Челси»).

Ряд «рем»:

1. Запретное: нарушения; криминал; секс; связи; скандал, конфликт; «чужое белье»; «проступки».

2. Недосягаемое: деньги; власть; слава; удовольствия; роскошь.

3. Психология: прихоть (сознательная); отклонение (бессознательное); причуда; поступок; размах; страхи; мечты; глупость.

4. Событийный ряд: значимые[1]; анекдотические ситуации; совпадения; парадокс.

5. Непознанное: чудеса; сверхъестественное; тайна; редкое; аномалия.

6. Простое упоминание.

При использовании тема-рематической структуры выбор автора ограничен скорее не прагматической ситуацией, то есть внешними факторами, а изнутри, вследствие ограниченности ряда тем и рем – элементов структуры МСС. Тематическая ограниченность бинарной структуры, тотальное навязывание «ударных» тем и рем реципиенту со стороны «популярных» СМК оказывает, на наш взгляд, серьезное деградирующее воздействие на сознание реципиента.

Раскроем характер использования тема-рематической структуры на примере анализа текста. Содержание, реализующее тот или иной элемент структуры, выделено в тексте примера жирным шрифтом, с присвоением соответствующего номера, отраженного в ячейках Таблицы 2.1.2.1.

Пример 2.1.2.1[2]

Использования тема-рематической структуры МСС

На показ уникальной ювелирной коллекции Chopard вместо приболевшей модели Евы Герциговой в Москву неожиданно прилетела сама Наоми Кэмпбелл. Темнокожая красавица пробыла в столице всего сутки. Днем она появилась на публике в очаровательном костюмчике белого цвета. Короткая юбка позволяла увидеть (1.1) одни из самых красивых ног (1.1)  в мире. На шее у Наоми было достаточно массивное драгоценное колье марки Chopard из белого золота (1.2) 750-й пробы.

От этой длинноногой (1.3) драгоценности ни на шаг не отходили телохранители (1.4). Вечером Наоми переоделась в длинное вечернее черное платье, чтобы принять участие в показе ювелирной коллекции Golden Diamonds. Ее белокурая коллега, тоже известная в модельном мире манекенщица Эстер Каньядас, была в розовом.

Это был закрытый показ (1.5) в Колонном зале Дома союзов. Несговорчивые секьюрити пускали только приглашенных (1.5). В основном это были состоятельные (1.6) персоны из мира бизнеса. Новая коллекция украшений Chopard провокационна - искристый драгоценный камень и благородный металл, обычно обрамляющий своего «сюзерена», поменялись местами. Золото было всех цветов - желтого, белого, розового и самой разной формы. Колье, кулоны и серьги самого разного стиля - от классики и барокко до «хиппи» или «цыганской принцессы». Самое маленькое украшение соответствовало размеру четырехкаратного бриллианта.  Наоми не первый раз в Москве. В прошлый раз в закрытом кафе шоумену (1.7) Игорю Вернику посчастливилось сфотографироваться (1.7) с именитой красоткой. Теперь супермодель была еще более неприступна (1.7) и категорически отказывалась отвечать на вопросы о личной жизни. С газетами у нее не самые лучшие отношения. Она выиграла судебный процесс против (1.8) британской The Mirror по иску о незаконном вторжении в личную жизнь. Больше всего в этот раз Наоми мечтала посмотреть (1.9) Красную площадь. Но вечеринка продлилась за полночь, а на подиум приходилось выходить довольно часто. Словом, буквально ни одной свободной минуты (1.10) . А утром она улетела. Кстати Украшения от Chopard носят многие звезды (1.11) - Сельма Хайек, Летиция Каста, Энджи Эверхарт. Его рекламным лицом, кроме Наоми, была и модель Джери Хол, бывшая жена Мика Джаггера.

Таблица 2.1.2.1

Ньюзмейкер // Рема

 

Известная личность (или группа)

Любая связанная пропозиция фрейма, центральный элемент которой – известная личность (или группа)

1. Запретное:

 

 

Секс

1.1, 1.3

 

Скандал, конфликт

1.8

 

2. Недосягаемое:

 

 

Деньги

 

1.5, 1.6

Слава

 

1.4, 1.10

Роскошь

1.2

 

3. Психология:

 

 

Мечты

1.9

1.7

6.Просто упоминание

1.11

 

 


[1] Выделяют несколько типов значимости информационного материала: ценностная (новость ценностно ориентирована, всегда связана с некоторым социальным проектом, имеет внутреннее основание значимости); содержательная (насколько содержание новости является неожиданным с точки зрения существующих содержательных контекстов; насколько содержание новости является смыслообразующим; историческая (насколько содержание новости имеет развитие и далеко идущие последствия); правовая; экзистенциальная; экономическая;  социальная; политическая; культурная; локальная;  коммуникативная;  интерактивная (По материалам доклада экспертов Агентства гуманитарных технологий, [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// agt-agency.ru  – Загл. с экрана).

[2] Цит. по: [Наоми Кэмпбелл случайно оказалась в Москве / «Комсомольская правда». – 01.12. 2003].

 

Категория: Компоненты прагматического содержания медиатекстов | Добавил: atamanov (09.07.2013)
Просмотров: 1153 | Теги: ЦУТ, рема, развлечение, ньюзмейкер, структура МСС, МСС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Система сайтов
  • Branding в XXI веке
  • Создание медиатекста
  • Архетипы русской нации
  • Школа медиатекста

  • Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz