Примером реализации тема-рематической
структуры МСС могут служить тексты с ЦУТ «развлечение» в таблоидах и других
изданиях, представляющих так называемую «желтую прессу». Здесь тему задает
такой элемент МСС, как «герой», или «ньюзмейкер», рему – ограниченный набор
действий или характеристик героя, регламентированный массовым читательским
спросом.
Ряд тем – «ньюзмейкеров»:
-Известная
личность.
-Известная группа
людей.
-Обладатель
эксклюзивной информации.
-Телесный феномен
(художник без рук,
путешественник-экстремальщик, феноменальный «счетовод», вундеркинд и т. п.).
-Яркая личность,
яркий объект – может быть одноразовый или нерегулярный интерес прессы (коллекционер редких вещей).
-Яркий социальный
статус, редкая профессия (монашка,
промышленный альпинист, чучельник и т. п.).
-«Стереотипный»
герой (например, олигарх...).
-«Наши в городе»
(например, Абрамович и «Челси»).
Ряд «рем»:
1. Запретное: нарушения; криминал; секс; связи; скандал, конфликт; «чужое
белье»; «проступки».
2. Недосягаемое: деньги; власть; слава; удовольствия; роскошь.
3. Психология: прихоть (сознательная); отклонение (бессознательное);
причуда; поступок; размах; страхи; мечты; глупость.
4. Событийный ряд: значимые;
анекдотические ситуации; совпадения; парадокс.
5. Непознанное: чудеса; сверхъестественное; тайна; редкое; аномалия.
6. Простое упоминание.
При использовании тема-рематической
структуры выбор автора ограничен скорее не прагматической ситуацией, то есть
внешними факторами, а изнутри, вследствие ограниченности ряда тем и рем – элементов
структуры МСС. Тематическая ограниченность бинарной структуры, тотальное
навязывание «ударных» тем и рем реципиенту со стороны «популярных» СМК оказывает,
на наш взгляд, серьезное деградирующее воздействие на сознание реципиента.
Раскроем характер использования
тема-рематической структуры на примере анализа текста. Содержание, реализующее
тот или иной элемент структуры, выделено в тексте примера жирным шрифтом, с
присвоением соответствующего номера, отраженного в ячейках Таблицы 2.1.2.1.
Пример 2.1.2.1
Использования
тема-рематической структуры МСС
На
показ уникальной ювелирной коллекции Chopard вместо приболевшей модели Евы
Герциговой в Москву неожиданно прилетела сама Наоми Кэмпбелл. Темнокожая
красавица пробыла в столице всего сутки. Днем она появилась на публике в
очаровательном костюмчике белого цвета. Короткая юбка позволяла
увидеть (1.1) одни из самых красивых ног (1.1) в мире. На шее у Наоми было достаточно массивное
драгоценное колье марки Chopard из белого золота (1.2) 750-й пробы.
От
этой длинноногой (1.3) драгоценности ни на шаг не отходили телохранители
(1.4). Вечером Наоми переоделась в длинное вечернее черное платье, чтобы
принять участие в показе ювелирной коллекции Golden Diamonds. Ее белокурая
коллега, тоже известная в модельном мире манекенщица Эстер Каньядас, была в
розовом.
Это
был закрытый показ (1.5) в Колонном зале Дома союзов. Несговорчивые
секьюрити пускали только приглашенных (1.5). В основном это были состоятельные
(1.6) персоны из мира бизнеса. Новая коллекция украшений Chopard
провокационна - искристый драгоценный камень и благородный металл, обычно
обрамляющий своего «сюзерена», поменялись местами. Золото было всех цветов -
желтого, белого, розового и самой разной формы. Колье, кулоны и серьги самого
разного стиля - от классики и барокко до «хиппи» или «цыганской принцессы».
Самое маленькое украшение соответствовало размеру четырехкаратного
бриллианта. Наоми не первый раз в
Москве. В прошлый раз в закрытом кафе шоумену (1.7) Игорю Вернику посчастливилось
сфотографироваться (1.7) с именитой красоткой. Теперь супермодель была еще
более неприступна (1.7) и категорически отказывалась отвечать на вопросы
о личной жизни. С газетами у нее не самые лучшие отношения. Она выиграла судебный
процесс против (1.8) британской The Mirror по иску о незаконном
вторжении в личную жизнь. Больше всего в этот раз Наоми мечтала посмотреть
(1.9) Красную площадь. Но вечеринка продлилась за полночь, а на подиум
приходилось выходить довольно часто. Словом, буквально ни одной свободной
минуты (1.10) . А утром она улетела. Кстати Украшения от Chopard
носят многие звезды (1.11) - Сельма Хайек, Летиция Каста, Энджи
Эверхарт. Его рекламным лицом, кроме Наоми, была и модель Джери Хол, бывшая
жена Мика Джаггера.
Таблица
2.1.2.1
Ньюзмейкер // Рема
|
Известная личность (или группа)
|
Любая связанная пропозиция фрейма, центральный элемент которой –
известная личность (или группа)
|
1. Запретное:
|
|
|
Секс
|
1.1, 1.3
|
|
Скандал, конфликт
|
1.8
|
|
2. Недосягаемое:
|
|
|
Деньги
|
|
1.5, 1.6
|
Слава
|
|
1.4, 1.10
|
Роскошь
|
1.2
|
|
3. Психология:
|
|
|
Мечты
|
1.9
|
1.7
|
6.Просто
упоминание
|
1.11
|
|
Выделяют несколько типов значимости информационного материала: ценностная
(новость ценностно ориентирована, всегда связана с некоторым социальным
проектом, имеет внутреннее основание значимости); содержательная (насколько содержание новости является неожиданным с
точки зрения существующих содержательных контекстов; насколько содержание
новости является смыслообразующим; историческая
(насколько содержание новости имеет развитие и далеко идущие
последствия); правовая;
экзистенциальная; экономическая; социальная;
политическая; культурная; локальная; коммуникативная; интерактивная (По материалам доклада
экспертов Агентства гуманитарных технологий, [Электронный ресурс] /
Режим доступа: http://
agt-agency.ru – Загл. с
экрана).
Цит.
по: [Наоми Кэмпбелл случайно
оказалась в Москве / «Комсомольская правда». – 01.12. 2003].
|