Создание эффективного медиатекста. Теория прагматики
Пятница, 20.07.2018, 13:32
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [7]
Материалы к проектам [24]

Форма входа

Главная » Файлы » Мои файлы

Программа опытного обучения прагматике текста СМИ
14.09.2013, 22:57

1. Модульный подход в построении программы опытного обучения

Программа опытного обучения внедрялась в образовательный процесс как модульная технология. В настоящее время в педагогической литературе существует около трехсот определений  понятия «технология», общий смысл которых можно свести к следующему: «педагогическая технология – это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель» [Методические материалы, 2008: 4]. Технология предполагает постепенный и смыслообразующий переход от одного вида деятельности (получения теоретических знаний) к другой (получение профессиональных навыков и умений). Средствами реализации такого перехода служат активные методы обучения (проблемные лекции, деловые и ролевые игры, ситуационные задачи, лекции-дискусии и т. д.).

На наш взгляд, простое перечисление целей методики может стать недостатком данной работы, поскольку в таком виде их формулировки носят слишком общий характер и они не могут быть использованы для проведения конкретных учебных занятий. Разрешение этого противоречия возможно на более низком уровне детализации целей обучения – модульном.

Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении студентами модулей – законченных блоков информации. В процессе внедрения данной технологии в учебный процесс преподаватель, как правило, сохраняет такие признаки сущности модуля как единство, целостность и самостоятельность. С.Р.Доманова, например,  определяет его как определенную искусственную образовательную систему, в которой отражаются содержательные, процессуально-действенные и организационно-управленческие аспекты педагогических средств, необходимые для решения поставленных задач [Доманова 1995].

Принципы и функции модульного обучения по-разному определяются отечественными (Т.В.Васильева, В.П.Лапчинская, М.Тересявичене и другие) и зарубежными учеными (Б.Гольдшмид и М.Гольдшмид, Д.Рассел, Г.Оуэнс, С.Постлетуайт и другие). В контексте данной работы мы остановимся на определении сущности модульного обучения, данном П.А.Юцявичене. Выбор обусловлен тем фактом, что П.А.Юцявичене определяет модульное обучение как вид обучения, при котором обучающиеся имеют возможность более самостоятельно работать по предложенной им индивидуальной учебной программе [Юцявичене 1989].

Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими и определяющих общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации. Это принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, гибкости, осознанности перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности [П. Юцявичене и М. А Чошанова].

Как отмечают исследователи, обучение на основе модулей приводит к нескольким положительным эффектам. «Во-первых, студент, вооруженный дидактическими материалами и инструкциями, приобретает большую самостоятельность в освоении учебного предмета. Во-вторых, функция преподавателя с лекционной смещается на консультационную, а у студента уменьшается доля пассивного восприятия материала и появляется возможность его активного обсуждения с преподавателем. В-третьих, появляются точки промежуточного контроля освоения материала, совпадающие с окончанием каждого модуля. Этот контроль важен как для студента, так и для преподавателя. В-четвертых, происходит более легкое освоение всего предмета путем пошагового изучения завершенных по содержанию модулей. В-пятых, модульная технология обучения предусматривает управление учебным процессом в соответствии с выдвигаемыми требованиями по специализации к выпускнику, что позволяет уменьшить, а, иногда, и исключить адаптацию молодого специалиста к конкретному виду деятельности» [Чурсина 2011].

Поэтапная модульная технология обучения созданию прагматического содержания в текстах СМК должна быть нацелена:

1) на формирование у студентов основ профессиональной авторской компетентности в области производства текстов СМК (знание профессиональных контекстов действительности СМК, частотных смысловых моделей, используемых для каждого контекста);

2) на моделирование мыслительной деятельности студентов в соответствии с профессиональной мыслительной деятельностью автора, для решения общих и специальных задач по реализации прагматического содержания теста СМК (умение диагностировать компоненты прагматической ситуации; выполнять действия в соответствии с ЦУТ и с ПДО);

3) на повышение познавательной активности, что обусловливается желанием студента самореализоваться в получаемой профессии (в проектной части обучения при создании контента учебного интернет-ресурса);

4) на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, способного самостоятельно планировать дальнейшее направление своего обучения, видеть свои недостатки и анализировать их причины в собственной деятельности (моделирование позволяет сверять не только результаты, но и непосредственно ход деятельности по реализации прагматического содержания текста с заданными компонентами и операциями);

5) на формирование умения критично относиться к результатам своей работы, успехам и неудачам (разветвленная и детализированная система критериев качества деятельности по реализации прагматического содержания текста СМК позволяет исключить нечеткость и возможную эмоциональность в оценке и самооценке, предметно контролировать качество своей деятельности).

Цель исследования заключалась в определении и экспериментальной проверке педагогических условий эффективности модульной технологии для формирования готовности студентов-журналистов к реализации прагматического содержания текста СМК. Под эффективностью понимается степень соответствия между полученными и ожидаемыми результатами.

Программа опытного обучения включала 6 взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (концептуализации) акцент был сделан на формирование у обучающихся профессионально-личностного смысла предстоящей созидательной самостоятельной деятельности; на создание мотивационной готовности к созданию нового качества содержания текста СМК. В ходе этого этапа были определены роль и задачи преподавателя в формирующем эксперименте, а также происходила разработка теоретического обоснования модульной технологии создания прагматического содержания текста СМК, гипотезы ее осуществления, версия возможного варианта технологического процесса.

Затем, на втором этапе (моделирования) происходила разработка идеи внедрения в образовательный процесс модульной технологии, определение педагогических условий ее реализации.

В ходе третьего этапа (конструирования) была разработана технология, пакет инструментария: методов, средств и форм организации процесса самостоятельной работы, направленных на успешную реализацию замысла; сформированы учебные модули, в них в виде технологической карты обучения выделены разделы, темы, дидактические единицы, разработан учебно-методический комплекс по организации самостоятельной работы. На этом этапе был разработан элективный учебный курс «Реализация прагматики текста СМК». Основная цель курса – повышение уровня общекультурных и профессиональных компетенций автора текста СМК. В течение данного этапа уточнялось количество часов аудиторной и самостоятельной и внеаудиторной нагрузки, разрабатывалась коллекция заданий для самостоятельной работы.

Четвертый этап (параметризации) был посвящен разработке критериев и показателей оценивания продуктивности разработанной технологии, выявлению уровня готовности студентов к реализации прагматического содержания текста СМК; созданию фонда оценочных средств для определения преподавателем качества профессиональной деятельности у студентов и для обеспечения саморефлексии студентов в процессе профессиональной деятельности.

На пятом этапе (реализации) в педагогический процесс внедрялась сама модульная технология, апробировались средства, методы обучения, производилась индивидуальная работа преподавателя со студентами, осуществлялся промежуточный и итоговый контроль реализации мыслительных и коммуникативных умений студентов-журналистов по реализации прагматического содержания текста СМК.

И, наконец, шестой этап (рефлексии) был направлен на оценивание эффективности внедрения модульной технологии организации самостоятельной работы в образовательный процесс. Оценивание включало в себя не только качественную оценку уровня готовности студентов к реализации прагматического содержания текста СМК, но также и статистическую математическую обработку данных, подтверждающую эффективность проделанной работы.

 

2. Цели, задачи, принципы программы опытного обучения

Цель программы опытного обучения – формирование готовности студентов-журналистов к реализации прагматического содержания текста СМК на основе изучения компонентов прагматического содержания текста СМК и овладения  комплексом особых мыслительных и коммуникативных умений, направленных на целевой отбор элементов содержания и выбор эффективных выразительных средств текстов СМК.

Для достижения целей работы необходимо решить следующие задачи:

– создать у студентов необходимый запас знаний по прагматике текстов СМК;

– научить студентов уверенно выделять конкретную прагматическую ситуацию, цели текста, а также комплекс задач, в каждом конкретном случае возникающий перед автором-профессионалом, и четкий алгоритм их решения;

  сформировать в студенте потребность к постоянному исследованию, к стремлению ответить на вопрос: какие задачи ставит не текст перед автором, а автор перед текстом; воспитать в нем правильное отношение к тексту, который является не чем иным, как средством реализации взятых на себя автором профессиональных обязательств;

– определить необходимые теоретические понятия и адаптировать существующий теоретический аппарат для решения практических задач, в первую очередь для разработки комплексной структуры деятельности по созданию текста СМК с учетом прагматического аспекта;

– разработать методический подход в обучении авторов СМК специальным видам деятельности по реализации прагматического содержания текста СМК;

– создать экспериментальную учебную площадку для создания текстов СМК в виде постоянно действующего интернет-ресурса.

Помимо обязательных в любом обучении общедидактических принципов (научности, целенаправленности, систематичности, последовательности, активности, доступности, связи теории с практикой, учета индивидуальных особенностей обучаемых и других) процесс формирования и совершенствования мыслительных и коммуникативных умений, формирующих готовность студента-журналиста к реализации прагматического содержания в текстах СМК, должен базироваться на особых методологических принципах, учитывающих характер и специфику этих умений.

   В качестве основных принципов системного формирования и совершенствования мыслительных и коммуникативных умений, формирующих готовность студента-журналиста к реализации прагматического содержания в текстах СМК мы выделили следующие.

1. Принцип интегративности (мыслительные и коммуникативные умения формируются и совершенствуются как единая операциональная система). Данный принцип раскрывает одновременность и комплексность овладения мыслительными и коммуникативными умениями и целостный характер их непосредственной реализации при работе над текстом СМК.

2. Принцип результативности (процесс совершенствования мыслительных и коммуникативных умений педагога имеет выраженную направленность и непосредственную ориентацию на результат профессиональной деятельности). Данный принцип раскрывает мыслительные и коммуникативные умения как условия достижения эффективного результата в системе деятельности, а именно – прагматического содержания текста СМК (в соответствии со схемой 1.2.1).

3. Принцип квалитативности (приоритет качественных критериев над количественными в обучающем процессе и в процедурах оценивания). Данный принцип раскрывает преимущественно качественный характер выраженности мыслительных и коммуникативных умений по реализации прагматического содержания текста СМК.

Наибольшая методическая сложность формирования мыслительных и коммуникативных умений вообще и умений по реализации прагматического содержания текста СМК в частности заключается в невозможности их количественной объективации. В этой связи во всех аспектах формирования и на каждом этапе совершенствования мыслительных и коммуникативных умений по реализации прагматического содержания текста СМК (установочном, мотивационном, деятельностном, оценочном и пр.) приоритетным является качественный (а не количественный) подход.

Помимо принципов, необходимо выделить методы и приемы  совершенствования мыслительных и коммуникативных умений по реализации прагматического содержания текста СМК:

1) прагматический анализ текста СМК (в соответствии с компонентами прагматической ситуации и прагматического содержания текста СМК, а также с общими и специальными критериями качества текста СМК), 2) моделирование прагматической ситуации текста СМК (по заданным параметрам); 3) моделирование профессиональных контекстов СМК с опорой на элементы МСС; 4) реализация последовательностей действий-операций (определение темы, связь фактов с МСС, формирование ПУТ и другое); 5) анализ коммуникативных составляющих (ПФФТ) текста, реализация собственных коммуникативных задач во фрагменте текста.

В целях совершенствования означенных мыслительных и  коммуникативных умений освоение предлагаемого элективного курса предполагает как индивидуальное, так и коллективное (аудиторное) выполнение заданий следующих типов:

1) аналитических – предлагающих работу с текстами СМК, научной литературы, специальной литературы, передающей знание о контекстах СМК; со словарными и справочными материалами; с экспериментальными данными и результатами наблюдений над реальной речевой средой;

2) поисковых – направленных на решение проблемных коммуникативных задач (в частности проблемы «чистого листа»), а также связанных с подбором материала для наполнения учебного онлайн-ресурса;

3) проективно-моделирующих – предполагающих самостоятельное порождение высказываний, создание текстов, моделирование контекстов социальной действительности СМК (экономического, политического, спортивного и т.д.), разработку методических советов и рекомендаций.

Дидактическими материалами учебного курса послужили: 1) тексты СМК, публикации непрофессиональных авторов в сети Интернет, тексты научной литературы; 2) экспериментальные материалы (текстовые работы учащихся, материалы, подготовленные учащимися для формирования баз данных учебного интернет-ресурса и пр.). Также при формировании баз данных учебного интернет-ресурса преподавателем и студентами производился отбор источников в соответствии с исследуемым контекстом действительности, который включал в себя разнообразные по содержанию и форме материалы: специальную аналитическую литературу, тексты СМК, фольклор, справочную литературу, словари и другие.


3. Содержание учебного курса

Программа опытного обучения реализовывалась на базе филологического факультета Московского педагогического государственного университета. Этап реализации формирующего эксперимента проходил в форме учебного спецкурса, направленного на формирование у студентов готовности к реализации прагматического содержания текста СМК.

Учебный спецкурс представлен в структуре рабочего учебного плана по направлению обучения «Журналистика» как дисциплины и курса по выбору студентов, устанавливаемых вузом в цикле дисциплин предметной подготовки. В соответствии с данным планом на учебный спецкурс отводилось 140 часов, из которых 70 часов аудиторные и столько же – самостоятельная работа. Итоговая форма контроля – зачет. Дисциплина включена во 2-й год обучения (III-IV семестры). Распределение часов между различными формами учебной деятельности представлено в тематическом плане спецкурса (см. таблицу 4.2.3).

 

Таблица 3

Тематический план спецкурса «Реализация прагматики текста СМК»

№ п\п

 

Наименование тем курса

Количество часов

Всего

 

Аудитор-ные занятия

Лек-ции

Практиче-ские занятия

Самосто-ятельная

работа

1

Теоретические и практические основы профессиональной мыслительной деятельности автора текста СМК

14

10

4

6

4

2

Моделирование действительности в соответствии с секторами фоновых знаний журналиста

72

32

6

26

40

3

Последовательность операций мыслительной деятельности в зависимости от целевой установки текста

26

14

4

10

12

4

Реализация коммуникативных задач автора текста в отдельных фрагментах текста

28

14

4

10

14

 

ИТОГО:

140

70

18

52

70

Данное исследование не имело цели создать комплексную методику обучения созданию текста СМК; в действующих вузовских учебных планах, как мы определили выше, обучение студентов-журналистов ведется нами в рамках компетентностного подхода, по формированию готовности студентов к реализации прагматического содержания текста СМК. Соответственно, этапность  деятельности автора по созданию текста СМК, описанная нами в параграфе 3.1.3, не может быть реализована в полном объеме. В тематическом плане элективного курса «Реализация прагматики текста СМК» не нашел отражения этап выражения отобранных смыслов текста СМК, поскольку его методическое содержание повторяло бы содержание традиционных методиках обучения журналистскому тексту, которые широко представлены в действующих учебных планах по обучению студентов-журналистов. Другими словами, разработка данного этапа в условиях составного модульного обучения не актуальна в связи с тем, что компентенции, требуемые для реализации прагматического содержания текста СМК на данном этапе, активно формируются другими дисциплинами и предметами учебного плана.

Переходим к раскрытию содержания учебного плана в форме модульной технологии.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: atamanov
Просмотров: 593 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Система сайтов
  • Branding в XXI веке
  • Создание медиатекста
  • Архетипы русской нации
  • Школа медиатекста

  • Copyright MyCorp © 2018 Конструктор сайтов - uCoz